Выстрелы в лесу
Как сообщает «Номер один», эта история началась 9 сентября 2013 года. В тот день егерь улан-удэнского общества охотников Николай Москвитин совместно с внештатным инспектором Бурприроднадзора Андреем Дмитриевым выехали в лесной массив в местность Солдатская падь Тарбагатайского района в очередной рейд. В темноте они заметили блуждающий свет мощного фонаря, подъехали поближе, остановились.
Один из дежурных поднялся на пригорок, откуда наблюдал, как движется в темноте фонарь, затем услышал выстрел, следом второй. Примерно часа полтора неизвестные разделывали туши, затем завели автомобиль и двинулись в путь. Егерь с инспектором уже ждали нарушителей на дороге – своим автомобилем они перегородили им путь. Подозреваемым в браконьерстве пришлось остановиться. В Land Cruiser’e находились трое мужчин, которые никак не ожидали встретить кого-то в лесу в столь поздний час.
– При досмотре салона были обнаружены луч-фара и огнестрельное оружие, в багажнике автомобиля был бачок литров на 30, в нем было парное мясо, – вспоминает егерь Николай Москвитин.
Егерь вызвал участкового, вскоре прибыла следственно-оперативная группа с понятыми. Пока разбирались, обнаружилось, что бак с мясом и луч-фара пропали.
– Стали смотреть по обочинам, нашли часть мяса и фонарь, – рассказывает егерь. – Другую часть нашли на следующее утро. Сначала думали, что была убита одна особь косули, оказалось, две – самочка и детеныш. Косуля на следующий год могла еще приплод принести.
Причастность не доказана
На следующий день на место происшествия для дополнительного детального осмотра выехала группа сотрудников Бурприроднадзора и охотхозяйства.
– Мы выехали вместе с корреспондентами телекомпании «Ариг Ус», они все снимали на камеру. На месте происшествия мы обнаружили внутренности от двух особей косули, восемь ног, – просматривая фотоматериалы той поездки, рассказывает Михаил Клементьев, начальник отдела охраны Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охраны, контролю и надзору в сфере природопользования. – Вот здесь место, где, предположительно, нарушители обдирали шкуры: видите, кровь на дереве. А здесь, видимо, место, откуда стреляли. Здесь следы волочения – трава примята. На месте нами была найдена одна из шкур косули, вторую, скорее всего, звери уже утащили. На следующий день при помощи металлоискателя мы обнаружили две гильзы, соответствующие тем гильзам, которые были у владельца оружия. При этом в магазине на 10 патронов было всего восемь патронов. Все обнаруженное нами мы передали полиции.
На следующий день по данному факту было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконная охота, совершенная с причинением крупного ущерба», началось разбирательство. Однако уже 1 ноября старший следователь СО МО МВД РФ «Мухоршибирский» отделения полиции по Тарбагатайскому району вынесла постановление, в котором сообщалось, что в ходе предварительного следствия причастность задержанного в лесу владельца оружия к совершению данного преступления не была доказана. В его действиях были усмотрены лишь признаки административного правонарушения по факту нахождения с оружием в охотугодьях.
Заблудился
Поначалу владелец оружия пенсионер МВД подтверждал, что действительно находился на территории охотугодий с оружием марки «Вепрь» калибра 7,62, где «пешкуя, добыл косулю». Этот факт он заверил своей подписью в сообщении, составленном егерем при задержании 9 сентября. Однако позже, в ходе следствия, пенсионер отказался от своих слов, объясняя, что признание он дал под давлением со стороны егеря и инспектора.
На допросе в качестве подозреваемого мужчина показал, что в ту ночь он действительно был в лесу, куда приехал для того, чтобы отстрелять свое оружие марки «Вепрь». В лес его привез знакомый, которому тот сказал, что он сам выйдет на дорогу и доберется до Улан-Удэ. Отстреляв ружье, пенсионер заблудился и не смог выйти на дорогу, в итоге ему пришлось вновь звонить знакомым, которые тут же приехали за ним на машине.
По словам задержанного, в машине он заснул, и проснулся, лишь когда машина остановилась. На проезжей части стоял бортовой «УАЗ», к машине подошли четверо мужчин, заговорили с водителем. Люди из охотнадзора спросили, есть ли у кого-то из пассажиров машины оружие, мужчина ответил утвердительно и выдал свой «Вепрь». По словам подозреваемого, никакого мяса у них в машине не было, охотой ни он, ни его друзья в тот день не занимались. Откуда взялся бак с мясом, луч-фара и куски мяса, не знает – «возможно, это сотрудники Бурприроднадзора сами охотились».
Если представить, что все так и было, как же быть с показаниями свидетелей? С представленными в распоряжение следствия доказательствами?
Исчезновение пулевых отверстий
Более чем странным сотрудникам охотхозяйства и Бурприроднадзора кажется тот факт, что на шкуре убитого животного по результатам исследования не было обнаружено пулевых отверстий. В этом заверила судебно-ветеринарная экспертиза. Вот что сообщили нам в республиканском МВД: «Согласно заключению ветеринарной экспертизы, представленные голова со шкурой принадлежат косуле. Однако по представленным документам нет возможности выдать заключение о причине гибели животных. На шкуре имеются дефекты с ровными краями, пулевых отверстий не обнаружено».
– Я сам лично эту шкуру выворачивал, и могу подтвердить – место прострела на шкуре имелось. Куда оно могло деться? – недоумевает Михаил Клементьев.
Вторит коллеге из надзорного органа и егерь Николай Москвитин:
– Кровь и шерсть косули тоже были в машине, где все это? К тому же, задержанный находился в лесу с оружием в запрещенные сроки охоты, лицензии у него не было – все ведь ясно как день!
На сегодня, как нам сообщили в полиции, предварительное следствие по данному уголовному делу приостановлено в связи тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено. Привлечь задержанных к административному наказанию тоже уже нельзя – пока разбирались с уголовкой, с момента правонарушения прошел установленный по закону срок давности в год.