Железнодорожный суд Улан-Удэ 28 января удовлетворил требования прокурора. Суд признал, что загрязнение подземных вод и воздуха незаконны. ОАО «Желдорреммаш», чьим филиалом является ЛВРЗ, обязан обезвредить фенольный отстойник и восстановить нарушенное состояние земельного участка за счет собственных средств, а также возместить сумму причинённого ущерба подземным водам в размере 8 870 775 рублей и обеспечить качество очистки атмосферного воздуха.
Решение суда не вступило в законную силу, сообщает пресс-служба прокуратуры Бурятии.
В 2005 году ЛВРЗ прекращена эксплуатация газогенераторной станции, в результате деятельности которой образовывались фенольные (нефтесодержащие) воды, отходы имеющие II класс опасности. Фенольные воды сливались в отстойник-накопитель общей площадью 27598 кв. м., глубиной от двух до четырёх метров, не имеющий герметичного дна и стен. В результате дренажных процессов фенольные воды загрязнили подземные воды, протекающие ниже дна отстойника-накопителя.
До настоящего отстойник не ликвидирован. Результаты количественного химического анализа подземной воды показали превышение предельно-допустимой концентрации в десятки раз по нефтепродуктам и аммонию, в сотни и тысячи раз по фенолам и других вредных веществ.
Как ранее сообщал «Байкал-Daily», вянваре прошлого года Улан-Удэнский ЛВРЗ уже был оштрафован за загрязнение окружающей среды. В отношении юридического лица ОАО «Желдорреммаш» возбуждено 4 административных производства. По итогам рассмотрения постановлений прокурора виновные лица привлечены к ответственности в виде штрафа на общую сумму 323 тысячи рублей. Позднее, 24 октября, природоохранная прокуратура окончила проверку на ЛВРЗ и потребовала от предприятия выплатить 9 миллионов рублей - сумму ущерба.
Ранее, в 2012 году ЛВРЗ заявлял о намерении построить к 2014 году комплекс по термической переработке отходов при помощи средств из госбюджета, участвуя в федеральной целевой программе.А прошлым летом участок, на котором расположено «фенольное озеро», был продан небольшой фирме «ТрансЛогистик», имеющей уставной капитал 10 тысяч рублей и единственного учредителя.Так фенольное озеро, которое по доброй воле приобрела частная компания, потеряло шансы получить госфинансирование на переработку.
Если «ТрансЛогистик», прикупившая химическую «бомбу» в черте Улан-Удэ, не в состоянии обезвредить ее (стоимость работ может превышать миллиард рублей), компании легче объявить о банкротстве. В этом случае все тяготы по ликвидации экологического бедствия далее лягут на власти Улан-Удэ и на бюджет, анализировал ситуацию «Байкал Финанс».
28 октября прошлого года глава республики поручил министерству природных ресурсов разобраться с вопросом «продажи» ЛВРЗ «фенольного озера».
30 октября замминистра природных ресурсов Бурятии заявил, что передача «фенольного озера» в частные руки не снимает ответственности с ЛВРЗ, и убрать загрязнение должен завод.
- С нашей точки зрения, ликвидировать загрязнение должен виновник, ЛВРЗ. Прокуратура разбирается, - сообщил на заседании Совета Народного Хурала замминистра природных ресурсов Александр Лбов.
Передача «фенольного озера» в частные руки не снимает ответственности с ЛВРЗ, которое озеро и накопило. В минприроды Бурятии считают, что убрать загрязнение должен завод.
Природоохранная прокуратура предъявила иск о возмещении экологического ущерба к ОАО «Желдорреммаш» и его дочернему предприятию Улан-Удэнскому ЛВРЗ, а также новому собственнику участка фирме «ТрансЛогистик». Однако третьего декабря единственный владелец фирмы скончался.
В итоге рассмотрения дела, 28 января железнодорожный районный суд вынес решение, по которому ОАО «Желдорреммаш», чьим филиалом является ЛВРЗ, обязан обезвредить фенольный отстойник и восстановить нарушенное состояние земельного участка за счет собственных средств.
Как сообщает источник «Байкал-Daily», дело в части ответственности «ТрансЛогистик» было выделено судом в отдельное производство в связи с полугодовым сроком перехода наследства. Дело в отношении ЛВРЗ рассмотрено, но у ЛВРЗ и Желдорреммаш ещё есть больше месяца, чтобы оспорить решение суда первой инстанции.