- Детки рассказывают о разном. Но если говорить о самых распространенных вопросах, проблемах, то на третьем месте - проблемы в семье, на втором - понимание себя: кто я, зачем и так далее. Ну, а больше всего переживания касаются построения взаимоотношений со сверстниками, подругой/другом, то есть первая любовь и так далее,- рассказывает руководитель службы «Телефон доверия для детей, подростков и их родителей «Добрый друг»» Марина Кубылкина.
Разумеется, решение проблем, с которыми сталкивается каждый ребенок, - очень важный и ответственный момент. Однако зачастую на плечи специалиста возлагается и более серьезная задача: не просто помочь тому, кто на другом конце провода, помочь с текущим вопросом, но и даже отговорить от самоубийства. По информации службы, без острых звонков не обходится ни дня. Кто-то размышляет о суициде, кто-то намеревается пойти на такой шаг в будущем, а бывает, что звонящий уже на грани.
- Острые звонки поступают от людей абсолютно разных возрастов, потому что проблема жестокого обращения достаточно остро стоит в республике. Но, в среднем, большинство таких звонков также от подростков 11-15 лет. Что касается спасения, то конкретно об этом говорить мы не можем, ведь мы не имеем права отслеживать. Вместе с тем, в ходе наших консультаций все, кто звонил, по крайней мере, высказали желание того, что они продолжат жить. Ни одна консультация не закончилась тем, что абонент сказал: я все-таки решил так сделать, и я так сделаю, - говорит директор службы.
Помимо всего прочего, бывают в службе и курьезные случаи. К примеру, ребенок рассказывает специалисту о том, что ей на день рождения подарили игрушку какого-то другого цвета или купили не те конфеты. Однако сами сотрудники этому удивляются и относятся абсолютно серьезно. «Для ребенка это настоящее переживание, в этот момент он ощущает очень реальные чувства, они его захлестывают. Все детские эмоции очень ярко окрашены. И поэтому с этим нужно работать, конечно», - поясняют специалисты.
И еще. В отличие от номера пожарных, скорой и полиции, телефон доверия можно набрать просто так, и за это «ничего не будет». Дети это, очевидно, понимают, поэтому психологам порой приходится сталкиваться и с розыгрышами. Вот только позже практически в 100 % случаев оказывается, что звонил-то ребенок далеко не просто так.
- Мы отрабатываем звонки-розыгрыши точно так же, как остальные, поскольку понимаем: если номер набрали, где-то подспудно какая-то проблема все же есть. Как правило, такие консультации заканчивается тем, что мы действительно находим истоки проблемы, то есть дети, подростки начинают говорить о себе, забывая о том, что началось все с розыгрыша. Вот и получается, что просто так на телефон доверия звонят крайне редко. Срабатывает какое-то подсознательная мысль о том, что сюда нужно позвонить, если что-то беспокоит, - рассказывает о сложившейся практике директор службы телефона доверия.
Лиц своих спасителей, а, точнее спасительниц, абоненты никогда не видят. Между тем, тяжелое психологическое бремя ложится на плечи совсем молодых девушек, чей возраст - до 30 и чуть старше. Консультанты-мужчины пока «только в мечтах». Всего в службе пять консультантов, которые сменяют друг друга, поскольку линия одноканальная. Зачастую, едва закончилась консультация с одним человеком, как на очереди другой звонок. Так специалисту нужно успеть восстановиться буквально за минуту. В службе и сами признают: психологическая нагрузка такая, что долго такой работе посвящать себя невозможно - максимум семь лет.
Напомним, если вы столкнулись с какой-либо проблемой, касающейся ребенка, либо тебе самому совсем немного лет, «поговорить» с консультантами службы можно, набрав телефон 8-800-2000-122. Звонки с любого номера бесплатные и анонимные. Телефон доверия работает круглосуточно, без выходных и праздников.