Директора Байкальского музея Владимира Фиалкова заявил, что сокращения популяции не было, а было сокращение улова. Связано же это с температурой воды. Так, Байкал прогрелся на глубину 30-40 м до 16 градусов. Поскольку омуль обитает в более холодных водах, то он опустился ниже того уровня, где его могут достать сетями рыбаки. Об этом директор музея сообщил 30 сентября 2014 года на круглом столе в Законодательном Собрании Иркутской области, посвященном соблюдению закона об охране Байкала.
Между тем, мэр Ольхонского района Сергей Копылов отметил, что омуль всё же стал меньше возвращаться в реки на нерест. Напомним, Байкальский филиал Госрыбцентра предлагал в 2014 году отказаться на какое-то время от промышленного лова омуля в проливе Малое Море, отделяющего материк от острова Ольхон, так как заход в пролив особей-производителей снизился более чем на 60%. Владимир Фиалков же пояснил, что у омуля могли поменяться пути миграции. Поскольку эта рыба достигает половой зрелости только по достижении восьмилетнего возраста и тогда возвращается в места нереста, причину нужно искать в прошлом, выяснять, что произошло здесь восемь лет назад - уверен ученый.
На круглом столе также было отмечено, что по данным Росрыболовства, улов омуля в Байкале снижается четвертый год подряд. В 2014 году выделено пять миллионов рублей на исследования кормовой базы омуля, вопрос с сокращением популяции требует всестороннего научного исследования, сообщает Байкал Инфо.
Напомним, в последний раз проблему сокращения популяции омуля представители Бурятии и Иркутской области совместно обсуждали за круглым столом в рамках «Байкальской международной деловой недели» в Улан-Удэ в августе 2014 года. Тогда иркутяне заявляли, что на снижение численности рыбы влияет систематическое сокращение в последние годы уровня естественного и искусственного воспроизводства байкальского омуля, а также объёмов финансирования на искусственное воспроизводство.
Кроме того, специалисты отметили возросший уровень численности байкальской нерпы, которая вынуждена осваивать мелководные участки озера. Это, как они подчеркнули, привело к смене питания от рыб бычково-голомянкового комплекса к ценным видам.
Тем временем, бурятские рыбаки снижение численности омуля в Байкале связывали с бакланами. В Приангарье птицу тоже обвинили в «рыбном вредительстве». В поддержку этой версии выступил замначальника иркутского Рыбнадзора Ринат Енин, заявив, что за последние несколько лет объёмы выловленной в промышленных масштабах рыбы в Байкале ниже предоставляемого по квоте показателя почти вполовину. В Бурятии даже пошли на исключение этого вида птицы из республиканской Красной книги. Более того, на баклана разрешили охоту.
Между тем, ещё одну версию выдвигал иркутский эколог Виталий Рябцев. Как сообщало ИА «Телеинформ», по мнению ученого, к проблеме исчезновения рыбы имеют отношение главным образом браконьеры. Решение же властей Бурятии он назвал «настоящей антиэкологической дикостью». Мнение эколога поддержали и его коллеги – директор ЛИН СО РАН, академик Михаил Грачёв и орнитолог Виктор Попов.