Как сообщает «Вести. Иркутск», для многих, даже для рыбаков, омуль за прошедшее лето стал деликатесом. Ведь численность рыбы резко упала. И вот, о чудо, он вернулся.
— Где её возьмешь, когда я сам хочу поесть, а рыбы-то нету. Самому хочется, потому что я с детства на рыбе вырос. Сам с Ольхона, с Косой Степи…
Солёный омуль с отварной картошкой для него — деликатесный обед, говорит Александр Ланин. Он уже 60 лет ходит на теплоходе по Байкалу и Ангаре. И впервые в этом году рыбалка не задалась. Если раньше за сутки удавалось добывать несколько десятков килограммов омуля, то этим летом рыба просто исчезла.
У рыбаков несколько версий, куда делся омуль. Так, некоторые считают, что виной всему кабель, проложенный по дну Байкала через пролив Ольхонские ворота, который несет свет на остров. Якобы он нарушил местную экосистему и повлиял на популяцию.
Вот ещё предположение — вредителями рыбного хозяйства стали бакланы. После примерно 40-летнего перерыва эти птицы вновь гнездятся на Байкале. С этим вариантом, к примеру, согласились власти соседней Бурятии. И когда-то редких пернатых из своей Красной книги вычеркнули.
— Ну и нерпа. Нерпы очень стало много. Лежбище везде, где не было раньше, а сейчас везде лежбище нерп. Вот туристы с Ольхона смотрят, по 70 нерп насчитывали, — говорит капитан теплохода Александр Ланин.
Кстати, в Бурятии учёные тоже уверены, что в питательном рационе нерпы, кроме бычков и голомянок, появился омуль. Местные чиновники даже предложили добывать её в промышленных объёмах. Иркутских ихтиологов это просто шокировало. Ведь они исчезновение омуля связывают с аномально тёплым летом. Вода в озере, говорит директор Байкальского музея Владимир Фиалков, прогрелась и планктон ушёл в более холодные слои, ниже и подальше от берегов. А за ним ушла и рыба.
— Никуда он не пропадал. И бакланы, и нерпы тут ни при чём совершенно. Пищевод у нерпы максимум 2–3 сантиметра диаметром. А она жевать не может, кусать только и глотать. То же самое бакланы. Это не пеликаны, которые, действительно, могут большую рыбу заглатывать, — говорит директор Байкальского музея Владимир Фиалков.
Температура воды, по словам Владимира Фиалкова, на 30-метровой глубине доходила до 20 градусов. Но сейчас лето закончилось, Байкал стал остывать и омуль возвращается.
Когда в сети рыбаков омуль попадался редко, его стоимость серьёзно увеличилась — за килограмм просили до 500 рублей. Сейчас, когда омуль вновь появился в прибрежной зоне Байкала, его стоимость должна снизиться.
А численность баклана и нерпы действительно увеличилась. Но, как говорят иркутские учёные, это ведь хорошо.