«Черепа поступают постоянно»
На штативе напротив фотоаппарата пустыми глазницами смотрит очередной объект для исследования эксперта – череп с дефектом верхней челюсти. Вспомнился майский случай обнаружения у кафе в Сотниково скелетированного человеческого черепа молодой женщины с особой приметой, предположительно, «заячьей губой».
- Да, это тот череп, - подтверждает Альберт Гунгаров, старший эксперт, медик-криминалист МВД по РБ. – Он еще находится в работе. Возможно, это возрожденный дефект челюсти, но не исключено, что имел место прижизненный перелом, после которого развился воспалительный процесс и как итог - формирование дефекта.
Когда опознать человека, от которого остался лишь скелет, невозможно, и нет уже тех идентификационных признаков, которые бы рассказали о жизни и смерти человека, в дело вступает медик-криминалист, специализирующийся на работе по исследованию черепа. Пол, раса, возраст умершего человека – обо всем этом по строению, по зубам, по швам может рассказать череп – самая информативная часть скелета.
Череп поступает к медику-эксперту из бюро судебно-медицинской экспертизы, где черепную коробку вскрывают, делая патолого-анатомический срез, чтобы установить, не была ли причиной смерти черепно-мозговая травма или заболевание.
- На первоначальном этапе скальпелем и пинцетом я обчищаю череп под горячей проточной водой от остатков тканей, гнилостных покровов, - рассказывает Альберт Гунгаров. – Затем череп на несколько дней кладу в дезинфицирующий раствор. Нужно все отчистить, чтобы в дальнейшем можно было руками работать.
Гнилые зубы в процессе обработки вылетают, эксперт определяет их по форме и с помощью специального пластилина ставит на места верхней и нижней челюсти. Затем восстанавливается прикус, в итоге получается модель черепа без кожных покровов.
Костям возвращают имена
Далее на модели пластилином отмечаются точки-ориентиры, показывающие предположительную толщину мягких тканей черепа. С учетом тканей фиксируются точки по всему рельефу лица – здесь предположительно находились уголки глаз, здесь - края рта, здесь - переносица. Модель фотографируется в специальной франкфуртской горизонтали, после чего все данные заносятся в компьютер, где обрабатываются на специальной программе. Метод идентификации личности по фотосовмещению черепа и прижизненным фотографиям помог установить личность многих людей.
- Несколько лет назад в одном из районов Бурятии были обнаружены останки сгоревшего человека. Череп привезли мне на экспертизу, - сообщил эксперт. - По версии следствия, череп мог принадлежать мужчине, который потерялся в соседнем городе и мог стать жертвой «черных риелторов». Мне прислали фотографию этого человека. Путем анализа совмещения изображения головы и черепа, контуров и константных точек удалось со стопроцентной уверенностью сказать, что данный череп принадлежит этому человеку.
Другой случай – в одном из районов республики были обнаружены скелетированные останки человека – кости растащены и обгрызены зверями, череп поломан. Предположили, что останки принадлежат бездомному, который три года назад бесследно пропал. Череп поступил на исследование в экспертно-криминалистический центр МВД.
- Было известно, что бомж ранее отбывал наказание в колонии, оттуда запросили его прижизненные фотографии, - добавил Альберт Геннадьевич. – Фотографии были идеальны для работы по идентификации – фото в анфас, оба профиля. В ходе работы было установлено, что череп принадлежит именно этому человеку. Анфас и оба профиля идеально совпали. Что самое интересное – смотрите – здесь на фото у него нет волос в области носогубного участка, искривление, челюсть поджата. А теперь смотрите здесь – на черепе видно, что в этом месте был когда-то перелом.
Раскрыть убийство по кусочку кожи
Работа по идентификации очень трудоемкая, в среднем исследование по одному черепу занимает около месяца. Помимо экспертиз черепов, Альберт Гунгаров специализируется на восстановлении гнилостно-измененных кистей рук, чтобы в дальнейшем была возможность провести дактилоскопию и установить личность умершего. Если черепа поступают на экспертизу постоянно, независимо от времени года, то кисти, по признанию эксперта, больше поступают весной, после схода снега и летом, когда увеличивается число утонувших.
На экспертизу к опытному медику-криминалисту поступают, казалось бы, непригодные для исследований кисти рук - мумифицированные кисти рук, кисти утонувших, с которых, как перчатка, уже слетел верхний слой кожи, пригодный для дактилоскопии. Высохшие останки специальным образом вымачиваются и обрабатываются кислотами и щелочами. Рисунок на руках утонувших людей эксперт восстанавливает, опуская пальцы на секунду в кипящее костное масло. Когда рисунок восстановлен, эксперт «откатывает» пальцы, а потом вводит отпечатки в дактилоскопическую систему ПАПИЛОН для идентификации.
Медик-криминалист может восстановить индивидуальный рисунок на кистях рук даже по кусочку кожи. Несколько лет назад был поднят гнилой труп. Пригодным для исследования среди сгнивших пальцев остался маленький краешек кожи на большом пальце правой руки.
- Было всего четыре точки на периферии, - показывая узоры на своей руке, рассказывает Альберт Геннадьевич. – Я загнал данные в базу, которая выдала около тридцати человек со схожими точками. Отсмотрел каждого и, наконец, нашел один схожий отпечаток большого пальца правой руки.
Чтобы подтвердить версию, требовались отпечатки ладоней, но их в те годы в дактилоскопическую базу данных не заносили. На трупе же рисунок на ладонях сохранился. Дактилокарту человека из ПАПИЛОН привезли из колонии, где он когда-то отбывал наказание. По результатам анализа отпечатков было установлено, что труп принадлежит именно этому человеку.
«В духов не верю»
Был в практике Альберта Гунгарова и совсем невероятный случай, когда идентификация по отпечаткам кистей рук проходила в отсутствии рук.
- Несколько лет назад на берегу притоки Селенги был обнаружен труп мужчины, - отметил эксперт. – Труп пролежал дней пять, но главное - у него были отсечены голова и кисти рук. Предположили, что преступники сделали это для того, чтобы личность убитого было невозможно установить и, как следствие, нельзя было выйти на убийц. На вскрытии я заметил болтающийся кусочек кожи, оставшийся от кисти. Я его отрезал и приступил к восстановлению рисунка.
В течение нескольких дней путем различных методик кожу удалось восстановить. Полученный отпечаток ввели к дактилоскопическую базу ПАПИЛОН, вышло несколько человек, имеющих похожий рисунок. При более детальном исследовании и сравнении всех отпечатков был установлен мужчина, который, как позже выяснилось, и был убит на дне рождении своими же собутыльниками. В ходе следствия были обнаружены закопанными и кисти рук убитого, и его голова.
На вопрос, не беспокоят ли души тех, чьи руки и черепа попадают к нему на исследование, Альберт Геннадьевич улыбаясь, признался:
- Я в это дело не верю, я же медик, мы люди практики, атеисты, - цитирует его «Номер один».