— Я проснулась ночью, и говорю: «Мама, сегодня бомбили ночью. А на следующее утро, говорю, не бомбили». Для нас радость, что ночью не стреляли.
Вот так, совершенно по-взрослому, рассказывает о военных буднях на родине 12-летняя Ксюша. То, что испытали на себе эти маленькие дети, даже страшно представить. Война разом перечеркнула всю жизнь молодой семьи Каратинских из Луганской области. Приняли беженцев практически незнакомые люди. Хозяйка дома Надежда Волокитина когда-то училась с их родственницей в институте. Теперь две семьи ютятся в маленькой избушке в садоводстве под Иркутском.
— Я месяц, два, три, если надо потерплю. Надо будет, я их не выгоню, больше буду терпеть. Но желательно, конечно, устроиться, — говорит жительница Иркутска Надежда Волокитина.
А это уже беженцы из Донецкой области. Невероятными усилиями Елена Мартынова вывезла в Иркутск двух своих детей. Муж остался дома. Там тоже идут бои. 19-летнего сына-студента едва не забрали в Национальную гвардию Украины. Елена говорит, что теперь хочет устроится на работу. И получить гражданство России. Сидеть на шее чужих людей семья не может.
— Возвращаться некуда. Мы планируем оставаться здесь. По программе переселения. Дом не уничтожен, вчера скинули мне смс из Донецка: все поля сожгли, соли нет, муки нет. Людям прекратили выплаты всех пенсий. Город берут в блокаду, — говорит беженка Елена Мартынова.
Основной поток беженцев в Прибайкалье начался с марта. Всего с начала года прибыло около 2 тысяч человек. Практически все они планируют остаться в России. Многие приехали адресно — к родственникам и знакомым. Сейчас они проходят процедуру оформления документов. В миграционной службе обещают помочь получить необходимые бумаги в сжатые сроки. За месяц вместо положенных 60 дней. Однако не всё так просто.
Самое первое, что им нужно сделать — это получить хотя бы временную регистрацию. Люди просят помочь им с жильем и работой, сообщают «Вести. Иркутск».