Статья получила название «Не нужен мне берег турецкий». Приводим её полностью.
«Рязанец Владимир Холопов провел свой отпуск на берегу озера Байкал. Впечатлениями решил поделиться с теми, кто еще раздумывает – отдыхать за рубежом или в России.
– Бескрайние российские просторы, от которых глаз не отвести, – неповторимы. Вернувшись из отпуска в родную Рязань, я обнаружил, что сделал очень мало фотографий. В это трудно поверить, но зачарованность окружающей красотой и гармонией байкальской природы напрочь отбила память о висящем на шее фотоаппарате.
Про озеро Байкал я помню из учебников географии. Длина берега – 2000 километров, площадь акватории – 31500 квадратных километров, максимальная глубина – 1637 метров. Возраст Байкала – 25 миллионов лет. Как оказалось, за этими цифрами кроется замечательный уголок природы с заповедными местами для посещения туристов.
Иволгинский дацан
Знаменитый на весь мир Иволгинский дацан – монастырский комплекс из восьми сооружений, включающий храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределы России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-ДоржоИтигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника Далай-ламы XIV.
Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, приняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Температура тела – 35 градусов. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.
Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого ПандитоХамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс – со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.
Нам, православным, трудно понять смысл буддистских молитв, но как объект культурного наследия дацан интересен.
Поселения староверов
В 1654 г. Патриарх Московский и всея Руси Никон (1605-1681 гг.) совместно с царем Алексеем Михайловичем под предлогом исправления книжных ошибок начали церковную реформу в стране. В результате этих действий к 1666 г. Церковь Христова раскололась на приверженцев никоновских реформ и на приверженцев 7 Вселенских и 9 Поместных соборов (далее получивших название соответственно: никониане и староверы). Скрываясь и преследований, староверы бежали на окраины России и за ее пределы. Везде, где бы ни оказывались старообрядцы, они осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили древние православные каноны, культуру и русский язык. В 1735 и 1764 гг. царское правительство предприняло две «выгонки староверов», громя их центры и изгоняя христиан с насиженных мест в «страшную глушь», за Байкал. Здесь и назвали христиан «семейскими», потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями.
Но план царских властей был куда тоньше, чем может показаться на первый взгляд: в те годы еще силен был Китай, с которым Россия вела борьбу за Даурию, и самым надежным средством было просто заселить эти безлюдные степи русскими людьми. На староверов такую миссию, тем более против их воли, возложили не случайно: ведь в условиях бесконечных гонений пьянство, воровство и разгильдяйство были недопустимой роскошью, староверы отличались крепким хозяйством и предприимчивостью, и с задачей освоения чужой и лютой степи никто не справился бы лучше. Замысел удался, и ныне сложно представить себе более крепких сибиряков, чем семейские. Их столицу, село Тарбагатай (5,6 тыс. жителей), я и посетил. Сохранилась не только одежда, но и дома, которые стоят плотными рядами вдоль улиц, все ухоженные и покрашенные поверх бревен – это позволило им сохраниться несколько столетий. У всех домов – красивые однотипные наличники.
Облик староверческих сел в Забайкалье не спутать ни с чем. Семейских не зря называют «хранителями допетровской Руси», и по облику этих сел можно примерно представить, какой облик имели русские селения времен Алексея Михайловича, а то и Ивана Грозного. Считаю, что увидеть это необходимо.
Туристские расходы
Если авиабилеты приобрести за два-три месяца до поездки, они обойдутся примерно в 15 тысяч рублей в оба конца. Вдоль побережья Байкала – десятки отелей. Стоимость эконом-номера на человека примерно 3-4 тысячи рублей в сутки. Верхний предел, который я видел в каталоге, – «люкс» за 12 тысяч рублей.
Кроме того, к услугам туристов множество гостевых домиков прекрасного качества без излишней роскоши, где семейный номер (на троих) стоит в среднем 1500 рублей в сутки. Есть и скромные номера по 400 рублей с человека. Каждый сможет подобрать вариант по возможностям. Питание: добротная качественная еда, стоит дешевле, чем в Рязани. Я питался тем, к чему привык: мясо с картошкой, каша, пироги с омулем, сало, квашеная капуста, соленая и копченая рыба – тот же омуль. Все вкусно и доступно».