Но семья предпринимателей, работающих на Байкале, решила доказать, что рабочая лошадка речного флота может быть дружелюбной к природе. Так родился проект экологического корабля «Трофим Яскин», который может выйти в первый рейс до конца нынешней навигации.
- Когда возник проект экологического корабля «Трофим Яскин», мы попытались оценить масштабы проблемы, – рассказывает президент молодёжного благотворительного фонда «Возрождение Земли Сибирской» Елена Творогова. – Не стали брать Иркутское водохранилище, посчитали по минимуму зарегистрированные и неучтённые суда, предположили, что в среднем за навигацию, которая длится четыре с половиной месяца, их эксплуатировали тридцать дней.
За основу взяли то количество отходов, которое образуется на катере типа «Ярославец» – он широко распространён не только на Байкале, но и в России в целом – и вычли из него всё то, что перерабатывает «Самотлор». По самым скромным оценкам получилось, что в крупнейшее пресноводное озеро Земли ежегодно сливают 25,8 тысяч тонн жидких отходов – нефтесодержащих подсланевых вод и хозяйственно-бытовых стоков, в том числе содержимого гальюнов.
- Если бы их сбрасывали в одном месте, уже был бы крик, – замечает Творогова. – А так это распределяется по всему Байкалу. Но масштабы бедствия уже ощутимы и нет ничего удивительного в том, что в прибрежных водах обнаруживаются серьёзные повреждения экосистемы.
Монументального решения у серьёзной экологической проблемы нет, но возникла идея создать прецедент: показать, что переделанное моторное судно может наносить минимум ущерба для окружающей среды. Для этого избрали рабочую лошадку речного флота – «Ярославец», который на протяжении четырёх десятков лет выпускали на разных судостроительных заводах. Именно к этому типу относится катер 1981 года постройки, который, уже списанный, когда-то приобрёл Евгений Кононенко и который потом перешёл по наследству к семье его сына Андрея Кононенко и Екатерины Удеревской.
Судно, разработанное ещё в сороковые годы прошлого века по заказу военных в качестве сторожевого корабля, получило героическое имя «Трофим Яскин». Именно так звали отца-основателя поискового отряда «Дань памяти» Александра Яскина и деда Андрея Кононенко. Будучи старшим лейтенантом, Трофим Яскин прославился в июне 1944 года в ходе переправы через Днепр.
Свои услуги о разработке двигателя предложило АКБ «Миллениум», которое располагается в подмосковных Мытищах и специализируется, среди прочего, на производстве ветрогенераторов вертикального типа и катеров на подводных крыльях. Помимо гибридного двигателя для «Трофима Яскина», компания предложила поставить установку для переработки подсланевых вод и других отходов. Она работает по технологии, называющейся обогащённым углеродистым наноэмульгированием и, если не вдаваться в технические тонкости, позволяющей получать на выходе топливо для судового двигателя. Аналогичные установки, только более крупные и действующие по иному принципу, довольно широко используются для переработки подсланевых вод в мазут в речных портах.
В свою очередь ООО «Восточно-Сибирский центр энергосбережения» предложило использовать на экологическом корабле современные шумо-изолирующие материалы. В списке других технических решений, которые обязательно будут воплощены в «Трофиме Яскине», значатся ветрогенератор и солнечные панели, за счёт которых будет питаться электромотор.
Так что кардинально переделанный «Ярославец» не только станет первым в Иркутской области, России и всём мире прототипом, демонстрирующим другим судовладельцам доступные экологически чистые технологии, но и судном, помимо катания туристов осуществляющим мониторинг состояния Байкала и защиту озера от некоторых видов загрязнения, сообщает «Восточно-Сибирская правда».