Этому вопросу особое внимание в своём докладе уделил глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Он, в частности, заявил, что ситуация со скоростью Интернета в школах такова, что «пора бить тревогу во все колокола». Несмотря на выделение огромных финансовых средств на обеспечение трафика, школы не получают необходимую скорость, не могут организовать работу в электронной среде. Некоторые школы вынуждены дополнительно оплачивать своими силами обеспечение отдельного канала Интернета, когда республика уже потратила деньги за них.
Замруководителя Рособрнадзора Александр Бисеров подчеркнул, что главной проблемой является не скорость Интернета, а компетентность учителей в информационной грамотности. Ведь сегодня сложилась ситуация, когда первоклассники разбираются в электронных технологиях лучше многих учителей. На этом также акцентировался глава Бурятии.
- Сегодня компьютерные технологии меняются достаточно быстро и предсказуемо на обозримый период планирования модернизационных процессов. Например, мы понимаем, что управление компьютерами будет двигаться от «мышки» до управления мыслью, учебный процесс перейдет в виртуальные лаборатории, обычное учебное оборудование вытеснят компьютерные симуляторы станков, самолетов, машин. Уже серьезно ведутся разговоры о замене учителя роботом, как это сегодня происходит в производстве, на телевидении, в медицине. В учебные заведения войдут стены-дисплеи, парты-компьютеры, 3D принтеры, голографические презентации, занятия в электронной среде – куда мы движемся? Какой будет образовательная среда в 2030 году, что останется учителю, а что заберет машина? – задался вопросом Вячеслав Наговицын.
В ходе дебатов директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование» Алексей Воронцов отметил, что дети сегодня намного информационно грамотнее педагогов. В то же время развитие информатизации в школах во многом сдерживают устаревшие учебные планы, принятые десятки лет назад.
Как всегда эмоционально выступил член Совета Федерации от Бурятии Арнольд Тулохонов. Под аплодисменты он призвал оторвать детей от компьютеров. «То, что компьютер развивает человека – это правильно. Но поймите, что компьютеризация лишает человека коллектива. Тому, кто сидит с утра до вечера за компьютером, не нужны ни родители, ни коллектив, ни Родина. Ему уже безразлично, где сидеть – в Улан-Удэ, Москве или Сингапуре».
В свою очередь, руководитель службы мониторинга института проблем образовательной политики «Эврика» Елена Петряева подняла в ходе дебатов вопрос электронного мониторинга в школах. Она заявила о необходимости оптимизации систем сбора данных и перехода на единое электронное окно в образовательных учреждениях.