Этот мужчина своё лицо скрывает не просто так. Его стаж наркозависимости – 16 лет. Как и многие другие, в молодости в содержимом шприца он увидел решение личных проблем.
- Попытки бросить – лет, наверное, десять. Я переезжал с места на место, я женился, разводился. Каждый раз я себе обещал, что всё будет по-новому. Наркоманы все так себе обещают, что больше никогда не будут и всё равно оказываются там, откуда пытались уйти. Я считал, что я всегда смогу справиться. Любой зависимый сам не сможет справиться, это иллюзия.
Официальные цифры скромны – на учёте в Бурятии состоит 2339 человек, но диагноз «наркомания» поставлен только каждому четвёртому. Но это – лишь верхушка айсберга, и реальные цифры наркомании в Бурятии гораздо выше.
Вот только поможет ли снизить их новое законодательство? Поправки в уголовный кодекс и КОАП приняли ещё полгода назад. Сегодня они вступили в силу. Суть изменений в том, что помимо основного наказания за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, суд может обязать человека пройти лечение и реабилитацию. За уклонение штраф или арест до 30 суток.
- Я считаю, что в некоторых случаях, когда болезнь не зашла слишком далеко, когда она полностью не разрушила еще организм, шансы всегда имеются. Молодые люди до 30 лет попадаются с наркотиками, это около 40-чуть больше 40% попадаются с наркотиками. Именно это опасный возраст такой по приобщению к этому злу. Начиная прямо с 14 лет, - говорит заместитель начальника управления ФСКН по Бурятии Олег Беломестнов.
Говорят, что Бурятия к принудительному лечению и реабилитации готова. За первый этап отвечает Наркологический диспансер, к реабилитации подключаются и специальные центры Русской православной церкви. В республике сегодня их два. Но те, кто сами прошли долгий путь употребления наркотиков, говорят – реабилитация рано или поздно заканчивается, и человек снова возвращается в привычную среду. Поддержка должна быть постоянной.
Андрей не употребляет наркотики уже больше восьми лет. Сергей – пять. Оба несколько раз в неделю встречаются с такими же, как они, и просто разговаривают.
- Первое собрание мы провели 4 года назад. Тогда нас было 3 человека, на данный момент нас более 50 человек. Мы ни к кому не присоединяемся, ни к каким ведомствам, правоохранительным, религиозным, сектантским. Мы собираемся и делимся своим опытом, как научились жить без наркотиков. Всё, что у нас есть, – это наш личный опыт.
Анонимные наркоманы к новому закону относятся настороженно. Впрочем, их позицию разделяют и руководители многочисленных реабилитационных центров страны.
Цитата: «Если просто лечь в наркологию и прокапаться, человек всё равно возвращается к наркотикам из-за сохранения зависимости. А вот с тягой к наркотикам у нас в стационарах практически не работают».
Цитата: «Принудительное лечение будет иметь смысл, если в последующем зависимого человека отлучат от среды обитания, где он был. А не так, чтоб пролечили, как раньше алкоголиков в ЛТП, когда люди не пили где-то месяц, но потом встречали свою компанию, и все по новой продолжалось».
В то же время врачи солидарны - если закон поможет хотя бы одному наркоману, он уже принят не зря, сообщает «Ариг Ус».