Манкуртами у Айтматова называли пленников-рабов, не помнящих ничего о своем прошлом. Они теряли память после жестокой процедуры: на их голову надевали шапку из кожи верблюда и оставляли в пустыне…
- Вот эта кожа начинала засыхать от палящего солнца, начинала, как железо, сдавливать голову. И волосы, когда вырастали, росли обратно в мозг, и человек терял сознание, - рассказывает актёр Бурятского театра драмы Чимит Дондоков.
Человек без памяти может сделать все, о чем его попросят новые хозяева. Даже неосознанно убить собственную мать. Актуально это и сейчас, считает режиссёр постановки. Хоть и изменилось время, люди и нравы остаются прежними.
- Мне кажется, это не только касается бурятов. Манкуртом на самом деле может быть хоть японец, хоть кто угодно. У любой национальности есть свои корни. Мне нравится образное выражение: ни одно растение нельзя представить без корня, точно так же и человек, - говорит режиссёр Олег Юмов.
Образ матери манкурта на сцене воплотила народная артистка Бурятии Саяна Цыдыпова. Наян-Наваа преодолевает мучительные страдания, пытаясь найти сына. И в конце умирает от его же рук. Словами матери автор доносит главную идею произведения: «Самое святое и незабвенное, что есть у человека, – память о прошлом».
Чтобы создать на сцене нужную обстановку, пришлось потрудиться и техническому цеху. Достучаться до сердца зрителя на более глубоком уровне помогли незаметные на первый взгляд детали в декорациях. Их создавал специально приглашенный из Монголии художник.
Посмотреть на творение приходят и взрослые, и дети. За два дня премьеры в театре не было свободных мест, сообщает «Ариг Ус».