15 декабря

14 декабря

13 декабря

Популярное

Туяна Николаева: Приходят цельные, дельные и мобильные

Туяна Николаева: Приходят цельные, дельные и мобильные
Общество, 
Премьера театра «Ульгэр» «Чудесный клад», позволяет говорить о движении творческого коллектива вперед. А также о поколении молодых режиссеров Бурятии с «новыми театральными горизонтами». Театральный критик Туяна Николаева специально для «Байкал-Daily» рецензирует премьеру и рассуждает о новом бурятском театре

В последние полгода на нашем театральном пространстве практически одновременно, и, главное, непрерывно, сменяя один другого, работали режиссеры так называемой новой волны. По окончании лаборатории Олега Лоевского, которая, как известно, прошла в ноябре в бурятском театре драмы с участием молодых режиссеров – Евгении Беркович, Елизаветы Бондарь, Юрия Квятковского, в «Ульгэре» начала ставить Сойжин Жамбалова, а в ГРДТ Артем Баскаков. Затем, в феврале и в марте бурятский театр драмы вновь поработал с Бондарь и Квятковским, которого сменил Юмов, а Жамбалова снова «зашла» в «Ульгэре».

Очень разные, эти молодые профессионалы, тем не менее, обладают и общностью, представляя собой совсем другую генерацию людей вообще, и людей театра, в частности. Они не прокажены душевной травмой своего поколения – неспособностью к рефлексии, но в отличие от старших коллег они интерпретируют рефлексию не как «мильон терзаний» по поводу «моря бедствий», а как миллион превентивных действий против «моря». Они рациональные, цельные, дельные, и мобильные. Их идеи, замыслы, цели, и способы достижения целей очень осознанны и выражены очень внятными сценическими текстами. Так, Артем Баскаков показал эстетический уровень и масштаб современного спектакля для детей. Юмов, Квятковский и Бондарь доказывают, что национальный театр, это шире, чем резервация местечковых персонажей, тем, и форм. Сойжин Жамбалова убеждает, что для театра кукол нет жанровых границ. Молодые режиссеры открыли нам новые театральные горизонты. Это исторический рубеж. От него мы либо в общий российский театральный контекст, либо назад – в пеленки местных «традиций».

«Чудесный клад», поставленный Сойжин Жамбаловой, безусловно, шаг в сторону актуального. Театр ему сопротивлялся. В итоге получил прелестный спектакль. Легкий и изящный. Но вовсе не акварельно- беспомощный, или трогательно- кисейный. «Клад» словно рисунок углем – так же вибрирует энергией стремительных линий. Аскетичное визуальное решение спектакля (художник Санаида Тогмитова) – черный кабинет, полное отсутствие декораций, черные костюмы с лаконичной серебристой отделкой, из реквизита только горшок и стулья на колесиках, - замечательно выявляют внутреннюю суть придуманного режиссером мира – постоянное движение веселых, упругих цветовых пятен.

История вечного противостояния хорошего бедняка и плохого богача представлена, как игра в игру, театр в театре, где обнаженность актерских приемов – сознательный режиссерский ход.

Спектакль получился не ограниченным во всех возможных пространствах. Как правило, действие в кукольном театре локализовано, привязано к ширме или декорациям. Жамбалова использует всю сценическую площадку. Поставленные на колесики деревянные стулья, организуют пространство, действие, и систему образов спектакля, не только стремительными перемещениями вдоль-поперек-по диагоналям сцены, но и за счет изменения своего вида. Затянутые в черные чехлы стулья – это одна история - ширма, стена, горная гряда, валуны. Взмахом рук обнаженные остовы стульев создают какие-то иные знаки, ошеломляюще-непривычную графику сценического действия. Даже грохот колесиков по полу сцены воспринимается как ритмический и акустический рисунок.

Жамбалова разрешила и куклам нарушить все пространственные законы – вывела тростевую куклу из-за ширмы. Декларативно открывая «карты», режиссер в самом начале спектакля выстраивает мизансцену, в которой поэтизирует «оживление» куклы, подробно показывая, как артисты вдыхают жизнь в куклу, пробуждают в ней актерство, «надевают» на нее образ. Глазами режиссера мы воспринимаем этот процесс, как рождение чуда.

На чуде единства актера и куклы строится весь спектакль, в каждой сцене пространство между актером и куклой становится все насыщеннее, плотнее, все интимнее. Это состояние достигает апогея и разрешается неожиданно конфликтно. В момент, когда волшебный горшок, удваивающий все, что в него попадает, удваивает и упавших в него жадного богача Галсана и его глупую жену, Жамбалова распределяет раздвоившихся персонажей на актера и куклу. И зритель видит Жену Галсана куклу, и Жена Галсана – актрису, водящую эту куклу. И двух Галсанов – и куклу, и актера. И сцена выяснение двух Жен и двух Галсанов, кто из них, так сказать, «первоисточник», стремительно раскручивается в столкновение актера и куклы за право первенства.

Игра в игре, театр в театре дает много свободы для импровизации. Для режиссера ставящего спектакль на основе бурятского фольклора импровизация и юмор – это Сцилла местечковой пошлости и Харибда безвкусицы. Сойжин и артисты «Ульгэра» искусно проскользнули между этими искушениями, с чувством меры и вкусом пошутив и с танцем орла, и с бурятской свадьбой, и с бурятской борьбой, и с барашками.

Надо непременно сказать, что артисты «Ульгэра» в «Чудесном кладе» искрили так, как давно этого не делали. Совершенно очевидно, что Жамбалова умеет работать с актерами. И дело тут не только в эмоциональной отдаче исполнителей. Гораздо важнее, та осознанность с которой работали актеры: точные жесты, точные перемещения, точная динамика, точная мимика; ни одно движение не потеряно, не смазано; ни одного пустого лица, пустых глаз, пустых интонаций. А как зазвучали распетые – все-таки «Чудесный клад», это почти что опера в версии «Ульгэра», - голоса артистов! Полноценным, насыщенным, красочным, богато интонированным звуком.

Увы-увы, за «бортом» этих заметок остается такая важная сторона постановки, как музыкальная ткань. Но чувствую я, что сама уже не смогу прочесть свой текст, если напишу больше.

В заключении не удержусь и скажу очевидное. Всем хорош «Чудесный клад», но одну нехорошую вещь он показал во всей нехорошей «красе» - технические, постановочные возможности «Ульгэра», это позапрошлый век. Сколько потеряла новая постановка из-за того, что оснащение сцены, возможности сценической коробки, особенности зрительного зала устарели до безобразия! Сколько чудесного это техническая «беззубость» театра украла у режиссера, художников, артистов. Сколько украла у зрителей! А сколько еще постановок так же окажутся ущербными!...

Между тем, речи о реконструкции театра даже не слышно.

Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется.

Читают сейчас

Жителей райцентра в Бурятии опять преследуют таинственные гадалки
Общество, 15.12.2024
Местные заявили, что неизвестные подходят к ним и клянчат деньги

В Улан-Удэ стали известны тарифы на «коммуналку» в новом году
Общество, 15.12.2024
Она ощутимо подорожает с июля по всей республике
В Бурятии опять взлетели цены на жильё в старых домах
Общество, 15.12.2024
Квартиры на «вторичке» оказались на полмиллиона дешевле, чем в новостройках
Алексей Цыденов «поработал» отцом
Общество, 15.12.2024
Он покатался на зимних горках вместе с сыном
В Бурятии для обезглавленного района нашли временного главу
Общество, 15.12.2024
Врио стала первый замруководителя райадминистрации
Ледоступы и пластырь:  Улан-удэнцы учат друг друга передвигаться по обледеневшим улицам
Общество, 15.12.2024
Горожане рассказывают в соцсетях, как сделать обувь «некатучей» 
В Бурятии северян шокировало посленовогоднее подорожание проезда в маршрутках
Общество, 15.12.2024
С января за него придётся платить больше сразу на 5 рублей

Жителям Бурятии опять угрожают лавины
Общество, 15.12.2024
Они могут сойти на севере республики

Наушки станци дээрэ ашаанай терминал шэнэлэгдэбэ
Общество, 15.12.2024
Шэнэлгэ хадаа үшөө олон автоунаануудые ябуулхада туһалха болоно
Жители Бурятии вдрызг переругались из-за предложения не уступать места в транспорте
Общество, 15.12.2024
Пассажиров призвали «не дёргать» студентов и школьников
Улан-удэнцы пожаловались на пьющего физрука-грубияна
Общество, 15.12.2024
Родители учеников заявили, что он приходит на занятия нетрезвым и «подмигивает» девочкам
Детский хирург увлёкся стрельбой из национального бурятского лука
Общество, 15.12.2024
Врач пришёл в этот вид спорта три года назад и уже добился успехов

^