С трепетом к каждому лоскутку – так Тамара Айдоповна создает произведение искусства. Здесь мало умело обращаться со швейной машиной, нужно и геометрию знать. Тут тебе и катеты, и гипотенузы. По профессии математик, женщина ловко справляется с геометрическими узорами. И уже давно усвоила, спешка в этом деле – не товарищ.
- Я сначала на столе собираю узор. Узору я тоже один вечер могу посвятить, собираю, переставляю, что, какой красивый узор. Потом после узоров соберу, чтобы не путаться, каждый треугольник вставляю, соединяю, потом обратно положу и следующий, и следующий… В общем, зарядка хорошая,- говорит сама Тамара Дагбаева:
Для пошива использует габардин. Однако самые искусные скатерти получаются из монгольского шелка. Он же и самый дорогой. На материалы уходит, чуть ли не вся пенсия, а дорогая ткань требует ювелирной точности.
- Если я здесь ровно не возьму, если где-то больше, где-то меньше, у меня здесь не будет сходиться. Я тысячи раз ее распарываю, потом собираю. И никогда не устаю, пока я не сделаю, спать не хочется,- признаётся мастерица.
В Бурятии это ремесло – редкость. А ведь именно такими скатертями устилают божницы дома и алтари в дацанах. Каждое изделие пропитано позитивной аурой. Когда Тамара Айдоповна шьет, она читает буддийские молитвы. А в каждый узор заложен свой смысл и значение.
- Вот это – Будда, вот это – Дхарма и Сангха. Это – бог, это – учение, это – община, и вот когда я собираю все эти треугольники, здесь три угла, здесь четыре треугольника, 12 углов, в году 12 месяцев, четыре цвета: север, запад, юг, восток,- показывает Тамара Дагбаева.
Некоторые скатерти шьёт за сутки, над другими приходится корпеть по несколько дней, а то и недель. И всё ради одной награды – радости близких, когда подарит частичку своей души, сообщает «Ариг Ус».