«Чудо природы
Мне посчастливилось много раз бывать в Сибири. Помню, как в окне мелькали пейзажи, уже приевшиеся равнодушным пассажирам поезда. И только в тот момент, когда появлялась бескрайная водная равнина Байкала, все в один миг льнули к окнам и зачарованно вздыхали…
За время поездок в голове сформировался довольно четкий образ Байкала, некоего седовласого мудреца, наделенного безграничным могуществом. Наверное, такой образ навеяли бушующие волны, взбивающие белую пену у берегов. Позже, при «личной встрече» с Байкалом, он показался мне безусым юнцом: безграничная водная гладь мирно грелась под скупыми лучами солнца, резко нахлынувший ветер гонял волны. И казалось, что Байкал улыбается…
Интересно, что местные жители также утверждают о многоликости озера, что для каждого Байкал открывается со своей стороны. Тем не менее, в самой распространенной легенде о своем происхождении Байкал выступает именно старцем. Он был богат и могуч, скуп на слова и жесток к своим подданным. И только к своей дочери, красавице Ангаре, проявлял безграничную нежность и любовь. Слуги за спиной шептались: любовь, граничащая с безумием, сделает старика несчастным…Однажды прекрасная Ангара грелась на солнце и слушала клики чаек. Они, не замечая девушку, описывали красоту, доброту и мужество Енисея. В тот день Ангара решила сбежать от отца и найти прекрасного юношу. Но Байкал остановил ее, запрятал в глубине пещер и решил незамедлительно выдать замуж. За угодного ему человека.
Однако насколько Байкал был своенравен и жесток, настолько Ангара была упряма: она сбежала из пещеры. Обезумевший от горя отец не мог найти себе покоя, он безутешно плакал, и его кристально чистые слезы по дочери превратились в озеро Байкал. Интересно, что жители Иркутской области, раскинувшейся на берегу Байкала, чаще рассказывают именно эту легенду. У нее есть масса вариаций, но Байкал в них всегда выступает жестоким отцом Ангары, сбежавшей к красавцу Енисею.
Возможно, эта романтическая история лишь выдумка местного жителя, имеющего богатое воображение и опирающегося на тот известный факт, что Ангара - это единственная река, вытекающая из Байкала. Как бы то ни было, а буряты, населяющие противоположный от Иркутской области берег озера-моря, больше верят в иное предание, объясняющее появление Байкала. Так, легенда гласит о том, что однажды земля под ногами треснула и из щели вспыхнул страшный огонь, который стремительно поглощал все вокруг. Люди, не сумев противостоять Огню, в которого словно вселился разгневанный Дух, рухнули на колени и воззвали к небесам. Но помощь не пришла. И тогда отчаявшиеся люди стали твердить как заклинание: Бай гал, Бай гал, Бай гал… (на бурятском языке - «Огонь, остановись»). И огонь остановился. А из появившейся трещины хлынула вода. Кстати, буряты и по сей день называют известный во всем мире Байкал по-своему, и не иначе как «Байгал».
Наряду с этой легендой бурятские старцы любят рассказывать и другую историю. Будто два путника, оказавшиеся в Сибири, были зачарованы прекрасными пейзажами и хотели остаться здесь навсегда, однако отсутствие пресной воды подтолкнуло их идти дальше. И в это мгновение из пустоты появился странник – он призвал путешественников остаться, обещая, что здесь они обретут источник истинного счастья и умиротворения. Путники не послушались незнакомца и отправились в путь. Долго они блуждали в поисках воды: обессилевшие бродили по горам и степям, пока перед ними вновь не предстал странник. Он, словно известный всем Данко, вырвал сердце из груди и бросил его в расщелину. Хлынула вода.
Спустя века буряты уверяют, что зимой на берегу Байкала можно увидеть невероятное по красоте явление: солнце, закатывающееся за горизонт, окрашивает глыбы льда в багровый цвет. Кажется, что это кровоточат осколки сердца, вырванного из груди странника. К сожалению, мне не посчастливилось увидеть этот прекрасный пейзаж, одушевляющий Байкал. Но могу с уверенностью заявить, что понаблюдав за Байкалом несколько дней, научившись различать его смену настроения, в душе и на самом деле зародились сомнения: может быть, старые легенды и поверья вовсе не выдумка? Ведь Великое Озеро бывает таким разным: разгневанным или опечаленным, улыбающимся или хмурым. Одним словом, живым...
Старые и новые
Байкал находится в огромной впадине, окруженной сопками и горными рельефами, на границе Иркутской области и Бурятии.
Жители Иркутской области, безусловно, любят и восхищаются Байкалом, однако как священное место его почитают только в Бурятии. Жители республики верят в то, что Великое озеро населено духами, которых нужно уважать и почитать. Жертвоприношений, конечно, никто уже не преподносит, «почитание» сводится к соблюдению определенных правил. Например, буряты, чтящие традиции своего народа, никогда не будут сквернословить на берегу Байкала. Или «обижать», а тем более убивать орлов. По старинному преданию сын хозяина острова Ольхона являлся людям в виде орла. Так что обидеть птицу - разгневать шамана. Буряты верят, что ослушавшиеся понесут суровое наказание, вплоть до смерти. И вера эта, вероятно, очень сильна: Байкал является тем редким местом, где численность орлов за последние десятилетия не сократилась даже на минимальный процент.
Ареалом таинственности буряты также наделяют одно из самых популярных на Байкале мест – Шаманскую скалу на Ольхоне, которую еще называют мысом Бурхан. Мимо этого места буряты проезжают только верхом или на санях – чтобы не потревожить самого грозного и почитаемого духа Байкала – хозяина Ольхона, поселившегося в пещере мыса. По старинным поверьям, женщинам также запрещается подходить к скале. То ли чтобы не осквернить священное место, то ли чтобы не лишить себя потомства: хозяин Ольхона «карает» женщин бездетностью. Миф или реальность? Ответить на этот вопрос уже никто не может, однако историки утверждают, что в старину нигде буряты не приносили столько жертв, как у мыса Бурхан. Также достоверно известно, что рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. То, что удалось извлечь из пепелища, хранится в местном музее.
Конечно, большинство прибайкальских бурят уже не испытывает безграничного страха перед Шаманским камнем, однако старожилы по-прежнему обходят его стороной и предпочитают не гневить жестокого Хозяина острова.
Байкал овеян мистическими историями и легендами. Интересно, что наряду со старыми бурятскими поверьями существуют и относительно новые мифы. Например, о том, как войско белого адмирала Колчака зимой переходило Байкал, везя за собой тонны золота. Лютые 60-ти градусные морозы никто не пережил. Весной, с наступлением оттепели, золото Империи вместе с погибшими колчаковцами пошло ко дну. Эта легенда – в которую многие верят до нашего дня, и которая регулярно становится темой исследований археологов и историков, стала причиной множества трагических случаев: в поисках золота Колчака отправлялись неподготовленные, но жаждущие богатства люди из самых разных уголков мира. И не все возвращались обратно…
Любопытно, что вокруг Байкала и по сей день слагают легенды. Чаще они связаны, опять же, с духами и иными мистическими существами. Например, говорят о том, что на берегу Великого озера живет чудо-зверь. Он пристальным взглядом следит за туристами и наказывает их, если они ведут себя непристойно: шумят, ругаются или мусорят. Чудо-зверь за плохое поведение может уронить палатку, съесть все припасы или, в худшем случае, прогнать с берега. Откровенно говоря, такая легенда больше похожа на байку местных жителей, которых раздражает присутствие посторонних людей на «своей территории»…
Однако кто знает, может быть именно так на свет рождаются легенды?»
К слову, совсем недавно «Свободная пресса» опубликовала статью о туристическом Аршане.