Наставники-шарлатаны
Далай-лама XIV предостерег приехавших на его учения в Дели российских буддистов от неосмотрительного выбора духовных наставников, поскольку в последнее время в разных странах мира появилось много людей, выдающих себя за высоких учителей ради денег.
- Будьте бдительны, когда выбираете учителей <…> Надо избегать людей, которым нужны лишь деньги и которые говорят: принесите мне деньги, а я уж возьму на себя ответственность за то, чтобы вы достигли состояния будды, вам не придется прилагать больших усилий, читать объемные тексты и выполнять сложные задания, — сказал Далай-лама.
Так он прокомментировал полутора тысячам паломников наставление буддийского мыслителя VIII Шантидевы «оберегать уязвимые места ума среди дурных людей».
- Очень важно окружение: чтобы нас окружали друзья, совершающие благие дела. Если мы попадаем под влияние недобродетельных людей, то становится хуже, можем начать следовать их примеру, — пояснил Далай-лама.
По его словам, сейчас ненастоящие учителя появляются в Америке, странах Европы, Китае. Он полагает, что и в России. "Нельзя опираться на первого попавшегося учителя как на своего духовного наставника. Надо в течение 12 лет изучать человека, прежде чем остановить на нем свой выбор. А до этого — рассматривайте его как друга в дхарме (учении)", — сказал буддийский лидер.
У него было более 20 учителей, и большинство из них уже ушли из жизни. - И очень часто я опираюсь на тексты учения будды Шакьямуни как на учителей, — добавил Далай-лама.
Необходимы все религии
Все мировые религии сходятся в призыве к любви и состраданию, а буддизм как наука об уме и практика его тренировки поможет развить эти эмоции, заявил Далай-лама.
- Необходимы все религиозные системы, потому что люди обладают разными способностями, на формирование религий влияли также разные географические и исторические условия. Но все сходятся в том, что необходимы любовь и сострадание… Современные ученые подтверждают, что если человек испытывает добрые чувства, любовь, то и физически хорошо себя чувствует, а такие эмоции, как гнев, ненависть, алчность, страх, съедают иммунитет и люди начинают болеть, — сказал Далай-лама.
Гнев и ненависть, добавил он, устраняются любовью и прощением. По его словам, любовь и сострадание «взращиваются» с детства, и чем больше в детстве человек их испытывает по отношению к себе со стороны окружающих, тем больше он впоследствии может дать другим. Кроме того, для развития любви и сострадания важно придерживаться умеренности и самодисциплины, считает духовный лидер буддистов.
- Чувство любви и заботы присуще не только людям, но и другим живым существам. Правда, иногда я сомневаюсь, способен ли комар испытывать любовь: бывает, когда на меня садится комар, я его не прогоняю, а из чувства сострадания даю напиться крови, и потом он улетает, никак не выказав свою благодарность, — пошутил Далай-лама.
Психологичность буддизма
По словам духовного лидера буддизма, это учение «тренирует ум», позволяя достигать «покоя ума». - Если мы обуздали свой ум, свое сознание, то мы испытываем счастье, если нет — страдание. Буддизм для кого-то религия, для кого-то наука, его можно назвать наукой о сознании, или психологией. Дхарма (учение) предназначена для достижения счастья, а счастье рождается из обуздания ума, — заявил Далай-лама.
Светская этика
Далай-лама XIV призвал приехавших на его учения в Дели российских паломников придерживаться светской этики и проще относиться к себе, даже на высоком посту.
- Из 7 миллиардов жителей земли около 1 миллиарда — люди атеистических взглядов… Поэтому все должны придерживаться светской этики (если не религиозной), она очень важна для нашего времени. Светская этика объединяет всех людей, — сказал Далай-лама в первый день учений, собравших в столице Индии 1,5 тысячи россиян.
По его словам, все население планеты роднит стремление к счастью и нежелание быть несчастными, при этом большинство своих страданий создаем мы сами. - Одна из главных причин страдания — наш эгоизм, цепляние за собственное «я». Нам не хватает альтруизма. Главный метод избавления от страданий — культивировать благие помыслы, в том числе для людей нерелигиозных, посредством светской этики… Если заботишься о собственном благе, позаботься о других, и тогда собственное благо появится само собой. Именно такой подход поможет обрести счастье, — заявил буддийский духовный лидер.
Он посоветовал общаться друг с другом без гордыни и высокомерия. - Люди, ставящие себя выше других, боятся потерять свою славу, превосходство, и потому постоянно испытывают сильный стресс. Свободное, простое отношение (к себе) — очень важно, — отметил Далай-лама.
Самоубийства участились от недостатка любви
- Самоубийства сейчас происходят во всем мире. Например, и в Японии, несмотря на хорошее экономическое развитие, в последнее время большое число самоубийств. Такие события происходят в силу зависти, конкуренции и недостатка любви и сострадания. Думаю, в современном обществе недостает любви и сострадания, — сказал Далай-лама, отвечая на вопросы российских буддистов, приехавших на его учения в Дели.
Отвечая на вопрос паломницы о ее родном человеке, который совершил самоубийство, лама отметил, что существует очень сильная связь между матерью и ребенком, наставником и учеником, членами одной семьи, и действия, которые человек совершает, обязательно имеют последствия, в том числе, и для его близких. Поэтому он считает, что если совершать добродетельные поступки и начитывать мантры с целью помочь близкому человеку, который покончил с собой, то это принесет ему пользу — он сможет «обрести в следующей жизни хорошее рождение и встретится с дхармой» (учением).
Далай-лама XIV отметил, что истинное лицо практикующего буддизм проявляется, когда он встречается с трудностями, и призвал не отчаиваться тех, с кем часто происходят несчастные случаи.
- Согласно буддийской точке зрения, все возникает из соответствующих причин. Иногда трудно объяснить, почему с нами случаются те или иные вещи, несчастья, трудности. Некоторые проистекают из прежних действий, совершенных, например, в начале жизни. Также то, что мы испытываем в этой жизни, — результат того, что мы делали в предыдущих. Возможно, мы сейчас сталкиваемся с результатами накопленной кармы. Но ни в коем случае нельзя отчаиваться, — сказал Далай-лама.
Он предположил, что человек, часто попадающий в аварии, мог в прошлом быть виновником дорожных происшествий, небрежно водить автомобиль, вместо того, чтобы сосредоточенно, не отвлекаясь, следить за дорогой.
Комментируя поэму буддийского подвижника VIII века Шантидевы «Бодхичарья-аватара» («Путь Бодхисаттвы»), Далай-лама отметил, что «истинное лицо практикующего буддизм проявляется, когда он встречается с трудностями, которые должны усиливать практику и помогать ему стать сильнее», сообщает РИА Новости.