Уходящий 2013 год оказался для нашего знаменитого земляка весьма плодотворным. Выставки в разных городах мира, участие в кинопроекте, музыкальные перфомансы…
Зоригто Доржиева можно назвать и космополитом, и современным кочевником. Ни себя, ни свое творчество, он не ограничивает пространственными рамками. Он всегда мобилен и всегда на связи, всегда открыт и искренен. Он полагает, что люди должны быть патриотичными вне зависимости от места рождения. Искренность и метафоричность мышления отличают его от многих соотечественников. В его картинах есть особенное откровение, которое трогает и завораживает людей. Этим бурятский художник Зоригто Доржиев и уникален. Творя и путешествуя по всему миру, он мечтает выучить еще пару иностранных языков, чтобы стать еще более свободным. Хотя его язык творчества и настоящего таланта уже открыли ему необозримые просторы.
- Есть предположение, что представители монголоязычного мира более способны к изучению языков, как вы считаете?
- Да, слышал об этом от своего отца. Когда учился в школе в Красноярске, у меня были оценки на порядок выше, чем у других ребят. Однако не могу утверждать, что язык давался мне легче только потому, что я принадлежу к монгольской народности.
- Можно ли научить художественному творчеству?
- Если ребенок хочет что-то творить, думаю, было бы не совсем правильным ждать определенного возраста готовности. Под рисованием я понимаю творческий процесс. Сознательный или подсознательный – не важно. То, что ребенок открывает для себя, когда пытается визуализировать свои эмоции, впечатления или мечты, и есть, на мой взгляд, самое главное. А научиться технической стороне дела – размешивать краски, и ровно их укладывать на холст, большого ума не надо.
В детстве я много рисовал. Всегда и везде. Мой отец – художник, поэтому вокруг меня всегда были краски, карандаши и бумага. И отец сохранил многие мои детские рисунки. Сейчас смотрю иногда и вижу в них больше искренности и прямоты, чем в своем сегодняшнем творчестве. Ребенок ничего не боится изображать. Он не думает о том, чем рисовать и на чем, сколько надо времени, что скажут окружающие. И в этом сила детских работ.
- Вы разносторонний человек, недавно на выставке в Москве сыграли на гитаре, участвовали в кинопроекте. А какие еще у вас интересы?
- О кино пока не буду рассказывать. Думаю, как бы ни вкусны были буузы, кушать их каждый день, и утром, и вечером, в лучшем случае станет не интересно. Живопись все равно остается основной моей деятельностью. Но помимо этого не все идеи и мысли можно воплотить на холсте.
- Вас сравнивают часто с Даши Намдаковым.
- Ну, это же классно! Я, можно сказать, благодаря ему начал серьезно заниматься «изобразительством», когда будучи студентом впервые увидел его работы на выставке в Красноярске. А позднее, когда Даши Намдаков и продюсер Константин Ханхалаев позвали меня работать в проект «Монгол», я еще больше окунулся в живопись.
- Почему в своих работах Вы редко пользуетесь яркими красками?
- Все относительно. Для кого-то цвета покажутся густыми и естественными, кому-то излишне аскетичными, а другой и вовсе не увидит цвета.
- Творческие люди, к сожалению, зачастую подвержены соблазну крепких напитков…
- Я не гурман в вопросах алкоголя. Однако люблю некоторые «вкусные» вещи. Как-то мой хороший друг, журналист и известный не только в России специалист по виски Эркин Тузмухаммедов пригласил меня поучаствовать в конкурсе от шотландского виски. Суть конкурса проста и очень весела. Надо бочку из-под виски превратить в арт-объект. Конкурс ежегодный и приглашают различных известных творческих людей. А после конкурса всем подарили по большой бутылке напитка 60-летней выдержки. Я привез такой подарок домой и иногда угощал друзей и угощался сам. Только когда виски стал заканчиваться, к тому времени прошло уже около полугода после конкурса, я стал ощущать всю полноту вкусовой палитры этого изысканного напитка. А под Новый год производитель этого брендового виски выслал всем участникам конкурсов еще по бутылке. На сей раз 30-летней выдержки. Вот тогда я оценил качество! Будучи в Брюсселе со своей выставкой, я попробовал бельгийское монастырское пиво и тотчас же стал его поклонником. Оно отличается от серийного заводского. Как мне сказали: «Монахи отвечают за качество!» (смеется).
- Какой Вы в жизни?
- Я не робот, а человек. У меня есть эмоции, привязанности и привычки. И также как и все, совершаю ошибки. За что-то мне совестно по сей день. А какие-то моменты, которые могут показаться необдуманными и безрассудными, я бы не поменял ни за что.
- Что Вы читаете, слушаете, смотрите по ТВ?
- Люблю все, что связано с тематикой современного искусства. Один из любимых фильмов о сегодняшнем арт-мире «Выход через сувенирную лавку». Читать, честно признаюсь, чаще удается каталоги и альбомы разных художников, буклеты и журналы выставок и арт-шоу. Это в основном и заполняет домашние книжные полки. Ну еще конечно, через Интернет успеваю просматривать различные новинки. Забавно покажется, но обожаю детские книжки. Хорошо написанных и с интересной иллюстрацией изданий для детей, все же не так много. Тем более в Улан-Удэ. Поэтому стараюсь привозить для своей дочери книги из поездок.
Я неравнодушен к музыке и слушаю много, разное. С утра что-нибудь бодрящее, позитивное, вроде AC/DC, самое то! После полудня за работой можно перейти к более серьезным вещам – Metallica или Iron Maiden. К вечеру, более умиротворяющее, лиричное, например, баллады Guns’n’Roses и Aerosmith. А если хочу взбодриться, расчехляю свою электрогитару Les Paul. Правда, удается сейчас редко. Моему младшему ребенку сейчас всего три месяца. Что же касается кумиров… (задумался). В юности это был Виктор Цой. Песни группы «Кино» слушаю до сих пор. Но, взрослея, сложнее привязываться к каким-то конкретным вещам. Есть художники, музыканты, режиссеры, которых я могу выделить для себя. Но не более.
Во время студенчества я открыл для себя художника эпохи средневековья итальянца Пьера делла Франческа. Позднее, был увлечен Амедео Модильяни. Недавно в Майами на арт-шоу я наткнулся на одну из его ранее неизвестных мне работ - маленькая картина и сразу узнаваемое письмо художника! Даже эмоции нахлынули едва сдерживаемые! Из современных художников меня тянет к концептуальному. Я не воспринимаю его как красивое или безобразное. Его органично принимаю как зеркало настоящего и порой ближайшего будущего. Каким в принципе искусство и было всегда. Тем не менее, конечно, всегда руководствуешься прежде всего критериями: нравится - не нравится. К первой я бы отнес: Энди Уорхол, художник Мураками, Минджунг, Кунс, Кусама, Бэнкси, Хёрст. На первый взгляд то, что нравится мне и то, что я делаю сам, покажутся полной противоположностью. Но в постоянном переосмыслении и некой внутренней борьбе и рождаются интересные идеи.