Более тридцати шаманов Иркутской области, Забайкальского края, Бурятии и даже Германии собрались на берегу Иркута, чтобы провести шаманский молебен – тайлган и поклониться бурятскому божеству, покровителю благополучия и материального достатка – Эмниг Сагаан ноену.
Место для проведения выбрано не случайно. Эмниг Сагаан ноен – хозяин Иркута. Шаманы молятся за благополучие и покровительство для всех жителей Прибайкалья.
Как сообщает член правления местной религиозной организации «Байкал» Виталий Балтаев, тайлган на этом месте проводится во второй раз. Количество новых участников возрастает, потому представители «Байкала» установили указатели на дорогах, что значительно облегчило поиск места проведения обряда.
Пока шаманы читают молебен, прибывающие подают списки родных с указанием названия рода, фамилии, имени и отчества, возраста по-бурятски (на один год больше), в год кого родился, в каком году, в конце обряда каждый будет назван шаманом вслух. И это только начало всего процесса, чтобы испросить у самого главного ноена достаток и благополучие всему роду.
Среди паломников представители разной национальности – и буряты, и русские, самой маленькой участнице полтора года. Если среди шаманов преимущественно выходцы из Прибайкалья и Забайкалья, то среди преклоняющихся есть и москвичи, целенаправленно прибывающие в Прибайкалье уже не на первый тайлган за это лето.
Для одних это особый ритуал, для других колоритное зрелище, кто-то прибыл из интереса за компанию, но требования для всех едины. Женщинам предписывается быть «чистыми», одетыми в платье или юбку, голова покрыта платком, обувь закрытая. Мужчинам особых предписаний нет, но обязательно надеть шапку, ремень, обувь также закрытая. Когда шаман входит в транс, смотреть категорически запрещается – вошедший в него онгон – дух, пользуясь телом шамана, может ответить на вопросы, даже по звукам это очень захватывающе. Хоть и с особым опасением многие охотно их задают.
Каждый этап обряда проводится последовательно, член правления МРОШ «Байкал» Виталий Балтаев периодически оповещал по микрофону, что и как необходимо делать, что нельзя. Пища, привезенная с собой – молоко, чай, водку и сладости (конфеты, печенье) открывают и раскладывают перед собой, это подается как угощение духам. Позже чаем, водкой и молоком брызгают. Сладости после обряда забирают с собой, их можно есть только членам семьи.
Особая энергетика возникает, когда шаманы после молитвы у дерева направляются один за другим колонной в сторону участников тайлгана, держа в руках березу, украшенную хадаками и красочными ленточками: желто-красные означают серебро, сине-белые – золото. Паломники прикасаются лбом к корню березы, чтобы поклониться своим предкам, попросить благополучия.
Очередной тайлган, проводимый МРОШ «Байкал» состоится в сентябре – это осенний тайлган «Закрытие небесных врат». Просьба о благополучии и защите от бед и болезней на зимний период состоится 14 сентября в Улан-Удэ, говорится в сообщении центра культуры коренных народов Прибайкалья.