Учёные научно-исследовательского института биологии озера Байкал Иркутского государственного университета (НИИ биологии озера Байкал ИГУ) представили результаты работы «Точки № 1» за 2025 год. Несмотря на природные колебания, экосистема глубоководной части озера демонстрирует устойчивость, а вода в прошлом году стала заметно прозрачнее, чем годом ранее.
Как рассказали в фонде «Озеро Байкал», проект «Точка № 1» – это уникальный научный эксперимент, не имеющий аналогов в мире. Он продолжается уже более 80 лет: каждые 10-14 дней независимо от погоды и сезона учёные берут пробы воды Байкала с разных глубин – от поверхности до 250 метров в одной и той же точке озера. Таким образом уже накоплен архив из более чем 31 тысячи проб и 10 миллионов записей, позволяющий отслеживать мельчайшие изменения в «пульсе» озера. Состояние планктона играет ключевую роль в исследованиях – он является индикатором здоровья экосистемы Байкала, пропуская через себя 90 % всех веществ, что присутствуют в воде.
2025 год стал более мягким с точки зрения температурного режима – особенно в сравнении с рекордно жарким 2024-м. Это заметно отразилось на состоянии Байкала – вода стала прохладнее и чище. Так, поверхностная вода в открытой части Байкала (пелагиали) прогрелась в 2025 году максимум до +16,4°С, что почти на три градуса ниже экстремального показателя 2024 года (+19,2°С) и довольно близко к значениям 2022-2023 годов. В прибрежной зоне вода прогревалась чуть быстрее, но также оставалась в пределах привычных значений.
Прозрачность Байкала (главный показатель чистоты озера) за 2025 год значительно улучшилась. Замеры прошлого года показывают, что озеро «просматривается» на 28 метров, в то время как в 2024 году прозрачность Байкала составляла 25 метров, а в 2023 году – 23 метра. Такая тенденция (плюс пять метров к прозрачности за три года) говорит о снижении количества взвешенных частиц и микроводорослей в верхних слоях воды. То есть Байкал не просто стал прозрачнее – он стал чище.
Температура и чистота озера естественным образом повлияли на состояние зоопланктона – основу пищевой цепочки Байкала. Анализ исследований 2025 года показал, что сообщество зоопланктона остаётся достаточно стабильным. Главным подтверждением тому служит состояние эпишуры байкальской (Epischura baikalensis). Это эндемичный рачок, который фильтрует воду и служит кормом для рыб. Доля эпишуры в общем количестве зоопланктона в открытом Байкале составила в 2025 году более 72 %, что доказывает: «ядро» экосистемы стабильно. А вот коловратки (мелкие беспозвоночные) только возвращаются к норме: их доля в общем количестве зоопланктона составила около 22 %, а численность снизилась до уровня середины 2000-х годов. Это естественный процесс после ряда лет с повышенными показателями, что связано с комплексом экологических факторов. При этом в прибрежной зоне (литорали) картина более подвижна: здесь в 2025 году выросла доля коловраток, а также впервые была обнаружена редкая для этих мест ветвистоусая Chydorus sphaericus. Как правило, вид встречается в сорах и заливах, в открытой воде отмечается в период ее максимального прогрева. Коловратки и Chydorus sphaericus рассматриваются как виды-индикаторы эвтрофирования. Увеличение биогенных элементов (азота, фосфора) в литоральной зоне могло создать благоприятные условия для их массового развития.
Учёные продолжают следить за поведением нитчатой водоросли спирогиры, которая в середине 2010-х годов вызывала тревогу из-за массового разрастания на мелководье. Нити спирогиры также выносились в зону пробоотбора «Точки № 1» и в периоды массового развития она также фиксировалась в планктонных пробах. В период с 2020 по 2022 год произошёл спад, и в открытой части озера нити спирогиры отсутствовали, но с 2024-го вновь начали встречаться, и в 2025 году замеры показали, что фрагменты спирогиры присутствует во всех слоях воды, кроме самых глубоких (ниже 150 метров).
Исследователи обнаружили определенную закономерность: пиковые значения распространения спирогиры совпадали с колебаниями уровнем воды в озере. Пик её присутствия в 2015-2017 годах совпал с периодом экстремального маловодья и высокой температурой воды, тогда же появился термин «спирогировый кризис». Как только уровень озера восстановился, численность водоросли резко упала. Нынешнее появление спирогиры учёные связывают с очередным циклом природных факторов, а не с экологической катастрофой.
Как отметили в фонде «Байкал», ускорить работу учёных помогло внедрение искусственного интеллекта. В прошлом году была разработана и протестирована нейросеть, способная повышать качество изображений, убирая размытие и расфокусировку. Кроме того, алгоритм распознавания объектов был переведён на новую, более эффективную модель, что позволило резко увеличить скорость обработки данных без потери качества. Нейросеть взяла на себя рутинный подсчёт стандартных объектов, в то время как учёные смогли сосредоточиться на сложных и необычных случаях, требующих глубокого анализа. Внедрение этих технологий позволит исследователям обрабатывать данные ещё быстрее и точнее.
Справка:
Проект «Точка № 1» был начат в феврале 1945 года, когда учёные института биологии озера Байкал Иркутского университета (в тот период институт назывался Биолого-географический) под руководством профессора Михаила Кожова приступили к непрерывным наблюдениям за планктоном в открытом Байкале. «Точка № 1» – это конкретное место, расположенное напротив посёлка Большие Коты, в 2,7 км от берега, где глубина Байкала достигает 800 метров. Собранные за 80 лет данные позволяют оценивать долгосрочные изменения климата, состояние экосистемы и служат основой для принятия природоохранных решений.