Сразу во втором и третьем чтениях
Депутаты Государственной Думы приняли изменения в закон о защите озера Байкал. Об этом вечером 9 декабря сообщил глава Бурятии Алексей Цыденов.
Он поблагодарил депутатов за такое решение. Теперь закон о поправках должен рассмотреть и одобрить (или не одобрить) Совет Федерации, а после подписать (или наложить вето) президент России.
«Это закон о ЗАЩИТЕ Байкала, - подчеркнул Цыденов в своём телеграм-канале. - От неочищенных стоков - у нас появится возможность построить очистные сооружения. О защите Байкала от негативных последствий схода селей. О защите стратегической безопасности нашей страны - обеспечения транспортной связанности. Мы сможем отремонтировать аварийные мосты на федеральной дороге Москва - Владивосток, проходящей вдоль Байкала. И, конечно, закон о защите людей от пожаров и обеспечения их социальных прав».
По его словам, предусмотренный в законе порядок принятия решений с участием Российской Академии наук и специальной комиссии высокого уровня - это защита от необдуманных действий и каких-либо злоупотреблений.
«Мы сделали большой шаг вперёд. Для Байкала. Для людей. Для будущего наших детей. Работаем», - завершил свой пост Цыденов.
Как изменится законодательство
Принятым документом в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории разрешаются сплошные рубки погибшего леса в рамках санитарных мероприятий, если выборочные рубки не обеспечили его замену на здоровый лес (по действующему законодательству все сплошные рубки запрещены).
Как сообщает РБК, помимо этого, разрешается перевод земель лесного фонда в земли иных категорий для строительства объектов определённых типов: гидрозащиты, селезащиты, автомобильных дорог, электросетей, объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, если они необходимы населению или для работы особых экономических зон (их на Байкале две); создания новых кладбищ или расширения уже существующих.
Лица, в интересах которых происходит перевод земель, обязаны в срок не позже трёх лет обеспечить лесовосстановление, в пять раз превышающее площадь земель, исключаемых из состава лесного фонда.
Также создаётся специальная комиссия, которая будет принимать решения о разрешении или запрете на определённые действия. Например, она будет согласовывать перечень участков, на которых разрешаются сплошные рубки (при этом будет требоваться положительная позиция РАН, финальное решение будет принимать правительство), а также перевод земель лесного фонда в земли иных категорий.
В комиссию войдут депутаты и сенаторы, представители администрации президента, правительства, ФСБ, главы Иркутской области и Бурятии. Вопрос перевода земель комиссия будет рассматривать при наличии заключения государственной экологической экспертизы.
Помимо этого, законопроект окончательно решает вопрос с пересечением земель лесного фонда с границами населённых пунктов (если часть населённого пункта относится к землям лесного фонда). В нём говорится, что приоритет отдается ЕГРН: если такие участки в реестре отнесены к землям других категорий (не населённых пунктов) или отсутствуют сведения об отнесении их к землям населенных пунктов, то до конца 2030 года их можно зарегистрировать как земли населённых пунктов независимо от того, что сказано в государственном лесном реестре, лесном плане региона или документах на участок.
Мнение думцев
«Прежние «перегибы» в законе создавали реальные проблемы для людей. Новые изменения - шаг вперёд, - написал на своих страницах в соцсетях Вячеслав Дамдинцурунов, депутат Госдумы от Бурятии. - Но работа не окончена. Будем добиваться дальнейших решений».
По его мнению, поправки - это закон для Байкала: он создаёт баланс между экологией и жизнью людей
«Главное значение принятия изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» в том, что мы не просто создаём новый правовой механизм, а возвращаемся к изначальному смыслу закона 1999 года. Его цель - обеспечить гармонию, где интересы жителей и строгая охрана природы не противоречат, а дополняют друг друга», - отметил Дамдинцурунов.
Что теперь становится возможным:
- Создание условий для защиты посёлков от пожаров и паводков.
- Правовая основа для строительства необходимой инфраструктуры, дорог и расширения кладбищ.
Но с двумя ключевыми фильтрами:
1. При вырубке заболевших и погибших деревьев будет дополнительно требоваться положительное заключение Российской академии наук и вновь создаваемой Комиссии по охране Байкала.
2. Коммерческие рубки остаются под запретом.
Что важно подчеркнуть:
Закон - это инструмент, а не автоматическое решение. После его подписания начнётся большая работа по созданию подзаконных актов.
«К сожалению, в эту редакцию не вошли два критически важных для жителей вопроса, - посетовал депутат Госдумы. - Право на заготовку дров для собственных нужд, а также урегулирование оборота земель в центральной экологической зоне. Эти темы мы решили вносить в отдельные законопроекты и будем их настойчиво продвигать».
Также обращено внимание на усиление контроля и необходимость эффективной работы правоохранительных органов для недопущения нарушений.
«Работа продолжается», - подчеркнул Дамдинцурунов.
Депутат-списочник («Единая Россия») Николай Будуев отнёсся к принятию поправок скептически:
«Мое мнение, относительно необходимости урегулировать понятие «сплошных рубок» в лесном кодексе ДО изменения закона «Об охране озера Байкал», а не после того как начнутся сплошные рубки на Байкале, не изменилось».
Списочник от КПРФ Вячеслав Мархаев просто репостнул в соцсетях пост с позицией своей партии, которая выступила против необходимых поправок в «Закон о Байкале».