— Обычно мы вспоминаем о работе КБУ во время сильных дождей и снегопадов. А за что комбинат отвечает в обычные дни?
— Ежедневно убираем территорию города: чистим урны, подметаем, наводим порядок на улицах. Параллельно ведём ямочный ремонт на дорогах, восстанавливаем и красим ограждения после ДТП, при необходимости выполняем сварочные работы. Зимой — ежедневная подсыпка. Регулярно грейдируем дороги в отдалённых микрорайонах. Мосты — в ежедневном обслуживании: красим, белим, где требуется — привариваем. Восстанавливаем упавшие дорожные знаки. И многое другое.
— Сколько сотрудников выходит на уборку улиц ежедневно? Есть ли кадровый дефицит?
— Всего в штате комбината 615 человек, все задействованы. Например, ежедневно на уборку выходят не менее 120 уборщиков, не считая другого персонала.
Как и все предприятия в стране, испытываем дефицит кадров. Не закрыты порядка 100 вакансий: 50 — уборщики, около 30 — водители, остальное — вспомогательный персонал. Стараемся привлекать: постоянные объявления о вакансиях размещаем на транспорте, СМИ, социальных сетях.
Стараемся для сотрудников создавать комфортные условия. Организовываем трансфер на работу и домой. В автопарке Комбината – 170 автомобилей, для обслуживания техники у нас есть всё необходимое: гараж, ремонтный бокс и опытные слесари, готовые оперативно устранить любые поломки.
Отмечу, что текучесть кадров снижается. Несколько лет она была 35–40% в год, по итогам прошлого года — 23%, за первое полугодие — 11% (то есть увольняется примерно каждый десятый). Это ниже среднего по России. Людей мы бережем.
— Как расставляете приоритеты при уборке общественных пространств? Сначала городские магистрали, потом окраины?
— Ориентируемся на загруженность территорий. Если выпадают осадки, то в первую очередь — работа на дорогах и тротуарах после дождя и уборка снега. Каждой машине прописывается свой маршрут.
И в любом случае сначала убираем центральные дороги: городское «кольцо» вдоль трамвайных линий, Восточный, подъезды к сотым микрорайонам. На тротуарах приоритет — подходы к остановкам. Например, Арбат - лицо города, проверяем по заполненности урн дважды в день.
В отдалённых районах полный цикл уборки улиц закрываем в течение десяти рабочих дней.
— Ливни подтапливают многие города, это обычное явление. Есть ли специфика работы с осадками в Улан-Удэ?
— Главная особенность работы в дожди - холмистый рельеф города. Его надо учитывать в Улан-Удэ при ликвидации последствий большого объема осадков.
К примеру, на перекрёстке Сахьяновой и Трубачеева сходятся потоки с улиц Боевой и Ключевской — вода накапливается в одной точке, что позволяет адресно работать по откачке. В сторону Железнодорожного района — холмы, там меньше размывов грунтов. В сотых микрорайонах и в Энергетике — песчаные грунты, иногда образуются «каньоны», их засыпаем. Песок, смываемый на проезжую часть, оперативно убираем. В Советском районе рельеф ровнее — проблем меньше.
Нам совершенно понятно, как работать в сильные дожди. Алгоритм действий выстроен, локации накопления воды на дорогах известны. Скорость работы с лужами и подмывами зависит от количества техники. Поверьте, ее не хватает любому городу при сильной ливнях. Периодически в воде оказываются Москва и другие «миллионники». Такова объективная ситуация в городах с большой частью застройки прошлых веков.
Поэтому, конечно же, существует системная сложность. Недостаток ливнёвок в городе и их стыковок между собой.
— Сколько нужно средств на полную систему ливневой канализации? Что уже сделано?
— На полноценную ливневую систему по всему городу одновременно требуется гигантская, и пока неподъёмная сумма - порядка 200 млрд рублей. Поэтому идём поэтапно. На Ключевской у Крестьянского рынка установили перекачивающий насос — постоянной лужи там больше нет.
На остановке «Юношеская библиотека» сделали насос и новую ливнёвку. С вводом третьего моста планируем решить ещё один очаг накопления воды.
Поступательно устраняем проблемные места и уверены, что крупных луж в городе будет меньше. Это не моментальный процесс, но мы к нему двигаемся.
— Вы упомянули, что дожди часто размывают грунтовые дороги на окраинах. Сколько улиц прогрейдировано с начала года и как выбираете адреса?
— Больше всего страдает Октябрьский район, повторюсь, там песчаные грунты.
Грейдирование постоянно в зоне нашего внимания. С начала года прогрейдировали более 230 улиц. Быстрота реагирования также зависит от количества техники. У комбината семь грейдеров.
Адреса формируем по заявкам администраций районов. Совместно с Комитетом городского хозяйства составляем недельный план. Выезжаем на место, оцениваем состояние и интенсивность движения, коллегиально расставляем приоритеты. Наиболее разбитые и загруженные — в начале недели, менее пострадавшие — ближе к пятнице.
— В Улан-Удэ запрещены реагенты. В чём особенности работы в Улан-Удэ со снегом и какая техника выйдет зимой?
— Да, реагенты запрещены. В форс‑мажоре допустимо до 10% применения, но мы фактически не используем — держим город другими методами. И это плюс для автолюбителей: меньше коррозии для автомобилей.
Зимой ночью работают до трёх комплексов техники. В каждом — грейдер (сдвигает снег от бортов), трактор‑щётка, лаповый снегопогрузчик и три самосвала. Производительность — около трех километров за ночь на комплекс. Плюс имеем 21 пескоразбрасыватель со своими маршрутами. При сильных снегопадах они первыми выходят на линию, обеспечивая безопасность движения.
— Весной сообщалось о безвозмездной поставке коммунальной техники из Москвы. Она уже на линиях?
— Да. Техника поставлена на учёт и работает. Это сильно помогло. Мы направили благодарность Москве. Вакуумно‑подметальных машин стало три вместо одной. Добавились самосвалы — увеличились объёмы подсыпки, грейдирования и зимнего вывоза снега.
— И напоследок: что сотрудники КБУ считают самой приятной частью работы?
— Самое трудное — видеть в прогнозе снег или ливень. Понимаем, что ближайшие сутки сна не будет, придётся срочно перестраивать схему работы, откачивать воду, убирать снег. Самое приятное — спокойный плановый день, когда нас не видно в новостях. Мы занимаемся регулярным благоустройством — и это лучший рабочий день, который можно пожелать.