Как сообщает «МК», герой этой картины бежит от благополучной парижской жизни в Россию, чтобы в одиночестве зимой жить на берегу замерзшего Байкала. Сыграл его французский актер Рафаэль Персонас. «Здесь я чувствую себя живым» - признается герой. Он едва говорит по-русски и чуть не погибает во время снежной бури. Но найдется спаситель – русский богатырь, скрывающийся 12 лет в лесах от наказания за убийство. Он «вспорол» человека непонятно почему, от какой-то тоски, которая накатила. Так что встретились двое - один занят поисками покоя и тишины, второй одержим тоской. Беглого русского сыграл питерский актер Евгений Сидихин. Фильм основан на книге знаменитого французского путешественника и любителя экстрима Сильвена Тессона, который и описал свои полгода одинокой жизни на берегу Байкала. На фестивале также показали документальную картину Неббу, снятую в Ливане и Мали о людях с синдромом Дауна и тех, кто живет в страшной нищете. Мы разговариваем с Сафи Неббу под сводами соляного амбара, насчитывающего несколько столетий, в перерыве между показами российских картин.
- Ваш герой говорит, что приехал на Байкал в поисках покоя. Судя по вашим фильмам, вы не ради этого отправляетесь в путь.
- Мы все немножко в поисках покоя, ищем успокоения. Благодаря фильму «В лесах Сибири» и озеру Байкал я тоже нашел мир в себе.
- Разве можно уехать от себя? Наверное, внутреннюю гармонию можно найти и в небольшом городке в Нормандии или в церкви.
- На самом деле, мир ты находишь только в себе. Но есть места, которые облегчают поиск. Озеро Байкал — одно из них. Там поиск внутреннего покоя происходит гораздо легче, чем где-то еще. Для того, чтобы обрести гармонию в душе, надо отойти на определенное расстояние, взять дистанцию - физическую, географическую. Для меня, живущего в Париже, Байкал - все равно, что планета Марс. Эффект, который это озеро на меня оказало, не может сравниться ни с каким другим. Нигде в мире ничего подобного не испытывал. Оно успокоило меня за 30 секунд. Когда стоишь на его ледяной толще и осознаешь масштаб – несколько сотен километров в длину и один в глубину, то ощущаешь нечто мистическое. Я ходил по воде, и не забуду об этом никогда.
- Казалось, что вы наедине с вечностью?
- С вечностью, вечным и чем-то совершенно неизменным.
- Тяжелое это испытание — жить там зимой? Как складывались ваши взаимоотношения с людьми, которых вы встретили на Байкале?
- Это не было испытанием. Люди очень легко теперь коммуницируют. Холод там очень сухой. Его легче перенести, чем, например, в Онфлёре, где температура не такая низкая, но очень влажно. Так что в Нормандии гораздо холоднее, чем на Байкале. Все там возбуждает - воздух, пейзаж, то, что вокруг. И это не испытание, напротив, источник энергии.
- Когда вы ездили в Мали и Ливан снимать документальный фильм, вы испытали аналогичные эмоции?
- Нет. Таких ощущений, как на Байкале, не было. Потому что Байкал — это ледяная пустыня, и ты ощущаешь абсолютную пустоту вокруг. Только там возможно это почувствовать. На Байкале нет ничего, что указывало бы на то, что ты находишься в России. Кажется, что ты нигде, и это создает ощущение головокружения. Вся группа почувствовала энергию невероятной силы.
- Когда формировалась ваша группа, вы учитывали помимо профессиональных качеств чисто человеческие, которые важны в сложных условиях?
- Обязательно. Потому что не все могут выдержать жизнь там, низкую температуру, другие неудобства. Многие сами отказались ехать. Но те, кто согласился, поняли, что это будет единственное их путешествием, которое они запомнят навсегда.
- Сколько дней вы провели на Байкале?
- Съемки длились 52 дня. Сам я приезжал на Байкал на протяжении трех лет, провел там гораздо больше времени, чем другие, - лето, осень, зиму, весну. Мне важно было увидеть, как выглядит озеро в разное время года, как все меняется вокруг. Все люди, которые появляются в фильме, кроме Евгения Сидихина и Рафаэля Персонаса, - непрофессиональные актеры. Я их нашел на месте. Они живут там. Я посмотрел около 300 человек. Бурятов, которые поют в самом начале фильма, встретил совершенно случайно в гостях и попросил, чтобы они участвовали в фильме.
- В России не так много людей, которым довелось побывать на Байкале.
- Я это понял, потому что Евгений Сидихин никогда не был на Байкале. То есть к моменту съемок я знал Байкал лучше, чем русский актер.
- В вашем фильме нет ничего, что оскорбляло бы глаз, как это бывает, когда иностранцы снимают кино про русскую жизнь. Но не относились ли к вам местные жители, как к сумасшедшему французу, который непонятно чего хочет?
- Спасибо вам за хорошие слова о нашем фильме. Нас хорошо принимали. Во-первых, люди знали Сильвана Тессона, что был такой человек, который в действительно жил в хижине на берегу Байкала. Сильван говорит по-русски. Когда мы приехали, люди уже знали, что будет фильм о нем. Поэтому было серьезное к нам отношение.
- Вы побывали помимо Сибири где-то еще?
- Я был в Москве, Петербурге. В Москве проводил кастинг, познакомился с большим количеством русских актеров, прежде чем выбрать на роль Евгения Сидихина. В Петербург отправился потому, что он там живет.
- Многие считают, что жизнь в Москве невыносима. Возможно, вы считаете, что и в Париже жить трудно.
- В Москве, как и во многих других больших городах, есть то, что можно считать насилием над человеком, так называемый шум мира. Он присутствует, и это тяжело. Именно поэтому в фильме «В лесах Сибири» есть нотка, связанная с жизнью в современном обществе. Проблема заключается в том, что мы начинаем задыхаться от количества коммуникаций и чрезмерного общения, всего, что нас окружает. И в какой-то момент хотим освободиться от груза постоянной коммуникации.