Эксперты Общероссийского народного фронта в октябре провели мониторинг задолженности субъектов РФ по взносам на капитальный ремонт и выявили топ-10 регионов с самыми большими долгами. При этом выяснилось, что в процентном соотношении муниципалитеты должны за капремонт своего жилья больше, чем собственники приватизированных квартир. Эксперты предлагают предусмотреть дополнительные меры и санкции в отношении должников и планируют провести экспертное совещание по упрощению процедуры взыскания задолженности за капремонт, сообщает пресс-служба ОНФ.
Эксперты Народного фронта провели мониторинг собираемости взносов на капремонт по состоянию на II квартал 2017 г. (это последние данные, которые представлены на сайте «Реформа ЖКХ»). В целом за этот период собираемость взносов в регионах РФ превысила 80%, при этом со стороны муниципалитетов - менее 75%.
Мониторинг выявил, что меньше всего собрано средств по всем формам собственности в Кабардино-Балкарской Республике (11,69%), Республике Северная Осетия-Алания (14,92%), Республике Ингушетия (16,55%), Республике Крым (18,23%), Республике Дагестан (21,54%), Республике Тыва (27,41%), Забайкальском крае (39,83%), Чукотском автономном округе (45,4%), Республике Адыгея (48,55%) и городе Севастополе (50,99%).
При этом меньше всего взносов на капремонт муниципальной собственности во II квартале удалось собрать в таких регионах, как Республика Ингушетия (8,39%), Пензенская область (9,9%), Республика Дагестан (11,41%), Республика Мордовия (14%), Нижегородская область (17,45%), Тверская область (18,7%), Республика Тыва (18,75%), Республика Хакасия (23,98%), Республика Башкортостан (23,98%), Еврейская автономная область (25,28%).
При этом если в Ингушетии, Дагестане, Тыве собираемость взносов низкая в целом по региону, то есть субъекты, где финансовая дисциплина жителей в несколько раз превышает культуру платежей муниципалитетов. Например, в Республике Мордовия общая собираемость - 77,36%, а вот по муниципалитетам – всего лишь 14%. Правда, и сама сумма, которую муниципальные образования должны регоператорам капремонта, часто составляет небольшую долю от общего размера начислений. Так, в Мордовии во II квартале всего было начислено более 1,9 млрд руб., при этом муниципальным образованиям – всего около 24 млн руб.
По данным Минстроя России, задолженность муниципальных образований в 2017 г. увеличилась по сравнению с прошлым годом, в то время как задолженность граждан сократилась по состоянию на II квартал. Основными неплательщиками жилищно-коммунальных услуг являются владельцы инвестиционных квартир - те, кто вкладывает в недвижимость свои сбережения, и асоциальные граждане, которые никаких сбережений, а, часто, и доходов не имеющие.
При этом наиболее добросовестными плательщиками остаются пенсионеры. Социально уязвимые, малоимущие граждане особенно заинтересованы в своевременной оплате взносов, иначе они потеряют субсидии, условием для получения которых является отсутствие задолженности.
Долги по взносам на капремонт болезненны тем, что приводят к затягиванию сроков проведения ремонтных работ в домах. Тем более, что, по мнению ряда экспертов, размер взносов в регионах и без того меньше экономически обоснованных.
- Одной из причин низкой собираемости денег является недостаточная работа сотрудников регоператоров по взысканию задолженностей за капремонт, - отметила член Центрального штаба ОНФ, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина. – Поэтому мы предлагаем создать стандарт эффективной деятельности фондов капитального ремонта. С одной стороны, это помогло бы составить рейтинг самых эффективных регоператоров. А с другой стороны, позволило бы избавиться от наименее эффективных структур. В качестве одного из показателей эффективности деятельности можно предложить учитывать уровень собираемости взносов на капитальный ремонт. К примеру, если процент собираемости низкий, то нужно лишать руководителей регоператов премий и бонусов.