Лама Немацарен из Бурятии, совершающий большое путешествие по стране, находится сейчас в Тюмени. Местный портал Vsemetri.com побеседовал с буддийским монахом.
— Немацарен, очень приятно, что вы согласились встретиться с нами. Первый вопрос может показаться слишком серьёзным, но скажите, для чего современному человеку нужна религия?
— У человека две руки, одна рука — материальная сторона, вторая — духовная. Вот для второй религия и нужна. Религия имеет большое значение в нашей жизни. В мире много вероисповеданий, и все они отличаются, но цель у них, конечно, одна. Человек с религией становится терпимее, добрее. Вместе с ней мы проводим разные ритуалы: похороны, свадьбы, очищения. Бывают сложные ситуации, в которых человеку нужна помощь религии, и мы эту помощь ему оказываем. Она нужна, чтобы найти себя. Когда они приходят с заботами к духовному лидеру, они очищаются, советуются, обретают спокойствие, понимание.
— В России был принят закон, согласно которому за оскорбление чувств верующих может грозить уголовная ответственность. Как вы считаете, насколько он необходим?
— Любого человека можно оскорбить, неважно, верующий ты или нет. Этот закон должен распространяться на всех. Если ты обидел человека, конечно, за это нужно отвечать. Государство не должно как-то особенно защищать верующих людей. Мы все равны.
— Можно ли оскорбить или обидеть буддиста?
— Нет, обиды не должно быть никогда. У нас же всепрощение, правильно? Даже если ударил, человека нужно прощать. У нас не бывает врагов, друзей. Потому что враг может стать другом, а друг — не врагом, но очень неприятным для тебя человеком. Все меняется. На это мы смотрим чуть иначе, поэтому обидеть нас невозможно.
— Религия и государство должны как-то перекликаться или это совершенно разные структуры?
— Сейчас в современном мире они перекликаются, конечно. Мы видим, как к российской политике обращается Патриарх Кирилл, я думаю, только этого не должно быть. Религия и государство должны быть раздельно. Если у политика есть две ноги, то у религии — одна. У нас разные взгляды и задачи. Ни религия не должна вмешиваться в политику, ни политика в религию.
— Многие мировые современные звёзды сегодня увлекаются буддизмом. Как вы думаете, с чем это связано?
— В основном это, конечно, часть нашей философии. Она у нас глубокая, большая. Это желание самому достичь, понять невозможное. Ламы в нашем монастыре могут дать ответ даже на самый сложный вопрос всего лишь несколькими словами. Они всегда дают очень точный и емкий совет. Это как гроссмейстер в шахматах, который способен быстро закончить любой спор.
— Буддизм — это всё-таки философия или наука?
— Это и наука, и философия, и религия. Все вместе. В буддизме есть свои художники, писатели, философы и медики, это обширное знание. Сейчас наука занимается расщеплением атомов, обо всем этом буддисты уже знали. У моего учителя в Магнолии есть сын, он проучился в Индии 17 лет и сейчас в университете США работает вместе с учеными, они оценивают различные физические явления с точки зрения науки и религии. Это все может сосуществовать.
— Российское правительство поддерживает буддистов? Все мы знаем, что буддизм — это третья религия в нашей стране.
— Мы чувствуем, конечно, большую поддержку со стороны федеральных и региональных властей. Мы идём в одном направлении. Нам хорошо живётся.
— Подскажите, современные технологии мешают воспитывать детей сегодня?
— Конечно, мешают, но без этого уже мы не можем, от прогресса не скрыться. Дети становятся рассеянными, несобранными, что-то забывают, не всегда успевают, утром просыпают занятия. Но от этого не уйти, поэтому нужно с этим уживаться, работать.
— Какими вырастут дети, которым сейчас всего два-три года? Они сильно будут отличаться от нас?
— Поколение резко изменится. Они будут умнее, и технологии помогут им подняться выше. Топорами рубить никто не будет. Жизнь улучшиться, будут другие продукты, сами люди станут умнее, свободнее.
— Подскажите, как нужно жить, чтобы быть счастливым.
— Нужно иметь хорошую, любимую работу и любимых окружающих. Работа и семья — это самое главное. Все остальное будет. Главное, быть хорошим человеком.
— В таком случае скажите, что в нашем мире не так?
— В нашем мире много нечестных людей, много коррупции и обмана.