Фильм представлен на кинофестивале «Киношок» в Анапе. Смирнов рассказал ИА «Восток-Телеинформ» о будущем регионального кино вообще, о феномене бурятского кино в частности и о том, что жанр картины «эдл камеди» зритель пока еще плохо воспринимает.
- Андрей, вы посмотрели бурятскую комедию, поделитесь своим впечатлением о ней.
- Комедия снята в очень лайтовом жанре комедии. Так называемом камеди для взрослых, и если говорить с позиции сугубо жанрового кино, то оно действительно отличное в плане конкретного жанра. Я, да и вы сами сравнили свой фильм с американской комедией «Муви 43». Здесь можно вспомнить и много других фильмов Сета Рогена, Джеймса Франка, которые любят всяческим образом постебаться, причем для них нет никаких запретных тем, но вы это сделали более-менее легко. И это очень хорошо, потому что пока наш российский зритель еще не готов к такому жанру комедии. У нас все-таки в стране менталитет жутко консервативный. Если сравнивать с американским зрителем, хотя они там тоже местами очень пуританские товарищи, но те, кто понимают, что такое пародия, что такое стеб, глумление в хорошем смысле этого слова, те не видят в таких фильмах ничего негативного. В вашем фильме это все выглядит вполне приемлемо. И самое главное местами даже смело, особенно в плане шуток на тему сексуальных меньшинств. Может быть наш зритель не совсем готов к тому, чтобы видеть такие шутки в российском кино. В Америке эти фильмы жанра эдл камеди делаются людьми, вышедшими из стендапа, у нас КВН такая более прилизанная форма юмора. Конечно, есть в России стендапы такие как «Камеди клаб». Да, там юмор более жесткий, хотя также проходит цензуру – и на тему культурных и национальных мотивов, над которыми у нас не принято шутить, например, и на тему смерти. В вашем кино юмор показан, на мой взгляд, вполне прилично. Очень хорошо, что сейчас зарождается такое направление.
- А в истории российского кинематографа есть ли еще фильмы в жанре эдл камеди?
- Фильм Василия Сигарёва «Страна Оз», где главную роль играла Яна Троянова, вот там как раз была первая попытка в нашем большом кино сделать фильм в стиле эдл камеди. Это правда смешно. Не может не радовать, то что вам удалось создать целую франшизу из квновских гэков, шуток и так далее, и из таких телевизионных форматов сделать полнометражное кино. И в принципе, у вас это получилось неплохо. Это та ниша, которая у нас не занята никем. Если вы будете развивать это направление, то, думаю, у вас получится и не важно где это происходит, в Бурятии, в Улан-Удэ или на Байкале, в Анапе Петербурге или еще где-то. Мы ведь смотрим иностранное кино, где действия проходит не в столице страны, поэтому чисто с точки зрения локации это просто не важно. Захотели на Байкале - значит на Байкале.
- Я так поняла, что в какой-то степени фильм «Стоп, снято! И снова на Байкал» Вам понравился, вызвал ли его просмотр желание познакомиться с предыдущими частями франшизы «На Байкал»?
- Ну да, мне понравился, я ржал как потерпевший. В принципе желание вызвал, но пока я видел только треллеры предыдущих частей. Но фильмы были во всероссийском прокате и поэтому доступ к ним у российского зрителя есть. И я так думаю, если люди, которые на кинофестивале увидели вообще впервые эту франшизу, то они заинтересуются. И опять же бурятское кино в таком комедийном русле - это очень неожиданный экзотический момент, который не может не заинтересовать.
- Может быть, ранее видели уже какие-то другие фильмы бурятского производства?
- Я смотрел один бурятский фильм, правда не помню, как он называется. В Петербурге на киностудии Лендок в рамках проекта моих коллег киножурналистов «Киноклуб синемафи» мы показывали фильм из Бурятии. Он был на бурятском языке с русскими субтитрами. Все, больше мне как-то пока не доводилось смотреть бурятские фильмы.
Да, есть такое понятие как феномен якутского кино, есть бурятское кино. Прежде всего, эти понятия связаны с его региональным компонентом. Наверное, в силу того, что люди в нашей стране мало интересуются тем, что происходит вне их интересов, все думают, что фильмы у нас снимаются только в Москве и Петербурге, в крупных киностудия. Для таких людей в принципе не существует понятия как бурятское кино. Я узнал о феномене регионального кино пару лет назад на наших всероссийских кинофестивалях и понятно, что где-то существует свое региональное кино, где люди умеют обращаться с кинооборудованием, писать какие-то сценарии и снимать фильмы. Бурятское кино, как я понимаю, и даже на основе какого-то опыты знакомства с ним, оно самобытно. С точки зрения локации. Все эти истории в фильме, они универсальные и могли произойти и в Аргентине, и в Австралии, и на Мадагаскаре или где-нибудь еще, то есть феномен заключается в том, что вы наглые в хорошем смысле этого слова и сами снимаете кино именно с местом действия в Бурятии.
- Но ведь такие фильмы способствуют и знакомству зрителей с республикой, Байкалом.
- Это очень важно и полезно. В этом большой плюс, если мы будем говорить о региональном кино. О Бурятии мы можем узнать только из каких-нибудь передач о туризме на телеканале «Моя планета». Доехать до Бурятии жителям европейской части страны тяжело и дорого. С другой стороны, если через фильмы разных жанров и направлений рассказывать о ваших достопримечательностях, особенно если показывать не только Байкал, но и другие территории, это станет как дополнительный стимул для развития туристической привлекательности региона. Я думаю, вы справились с поставленной задачей, отрекламирован Байкал действительно хорошо. Тем более, это показано в таком комедийном ключе, а не в жуткой, запредельной драме из категории «вот у нас здесь все так плохо». Наверное, надо таким образом дать наводку и столичным режиссерам, которые любят снимать фильмы про русскую провинцию, в которых ее совсем ниже плинтуса опускают.
- Как вы считаете, есть ли вообще будущее у регионального кино?
- Да, безусловно есть. Потому что оно как минимум интересно в самом регионе. Часто эти фильмы в местных кинотеатрах даже бьют по популярности голливудские фильмы, это говорит о том, что кино есть на локальном уровне. Здесь могут быть разные подходы с точки зрения кинопрофессионалов, то есть кто-то говорил, что это чисто региональная история и за пределами региона не интересно смотреть. Но я подумал, как раз посмотрев ваш фильм, что какая разница, кто снимал это кино, московские режиссёры или бурятские кинематографисты? Ведь московские режиссер мог тоже приехать на Байкал и снять кино, какая разница? Если мы будем говорить о федеральном прокате, здесь будущее тоже есть, если будут решены проблемы с ведением звука, монтажа, но это такие чисто технические киношные проблемы, а они, конечно, когда-нибудь будут решены.