Госдума начала сбор отзывов на проект соответствующих поправок в закон о защите прав потребителей, сообщает «РГ». Предполагается, что правительство пропишет обязательные правила ведения жалобных книг, распространяющиеся на любой магазин или сервис. Парикмахерские, прачечные, автомастерские - везде будет лежать книга жалоб и предложений. Новый законопроект предлагает наделить особым статусом жалобные книги и ввести их везде, где обслуживают людей.
Сегодня законодательством предусмотрено предъявление жалобной книги потребителю по первому требованию, но не факт, что человек сможет её получить. Отзывы граждан станут легальным источником информации и для проверяющих, и для клиентов.
- Человеку могут отказать в её предоставлении, мотивируя это, например, проверкой, на которой якобы находится книга,- говорит адвокат Виктория Данильченко.
К тому же, по словам эксперта, законом не отрегулированы формы такой книги, правила её ведения. Поэтому потребителю может быть предоставлена подложная версия книги, которая не заверена государственной печатью и, соответственно, не работает по своему прямому назначению.
- Страницы книги отзывов и предложений должны быть пронумерованы и прошнурованы, а на оборотной стороне последнего листа размещается запись о наименовании продавца (исполнителя), дате начала ведения книги и количестве листов, - говорится в проекте.
Некоторые эксперты предлагают также предусмотреть санкции за нарушение правил ведения жалобной книги. Жалобная книга выдается по первому требованию потребителя. Продавец не имеет права просить предоставить документы жалобщика. Причину требования книги покупатель также не обязан объяснять. Написать отзыв может любой человек.
По словам юристов, в такой книге должна стоять печать и подпись руководителя. Первая страница обязана содержать юридические данные предприятия. Название, адрес, контактные данные. Также потребитель должен найти в блокноте адреса и телефоны регулирующих органов (например, Роспотребнадзора).