Турагентства обратились в «Заповедное Прибайкалье» с предложением установить на своих внедорожниках систему ГЛОНАСС, утвердить в МЧС и согласовать турмаршруты до Ольхона и нанести на карты GPS-разметку, чтобы таким образом контролировать перемещения отдыхающих, сообщает «Телеинформ».
Речь об этом шла на экспертном совещании группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса иркутского реготделения ОНФ. В обсуждении запрета стоянки и движения квадроциклов в пределах водоохранной зоны Байкала вне дорог и спецмест с твёрдым покрытием принимали участие как общественники, так и представители «Заповедного Прибайкалья», надзорных органов, индивидуальные предприниматели.
Напомним, с 1 апреля 2017 года на территории Прибайкальского национального парка введён запрет на движение квадроциклов, кроссовых мотоциклов, питбайков, снегоболотоходов, трициклов и багги. Штраф за несоблюдение запрета установлен в размере от трех до четырех тысяч рублей. Кроме того, ведётся работа по картографированию и анализу дорожной сети, сформировавшейся за последние годы на территории острова Ольхон. Будут выделены дороги, которые действительно необходимы, и ликвидированы ненужные трассы, наносящие ущерб окружающей среде.
Кстати, по заявлению общественников, запрет на квадроциклы некорректен – активисты предложили ограничить движение любого транспорта по особо охраняемым природным территориям. При этом они не отрицают, что именно квадроциклы наносят наибольший ущерб почве.
Как пояснил директор «Заповедного Прибайкалья» по административно-правовой работе Умар Рамазанов, в настоящее время сотрудники организации выдают разрешения на проезд по территории нацпарка в индивидуальном порядке – местным жителям или спецтехнике, выполняющей работы, связанные с функционированием ООПТ. Также в «Заповедном Прибайкалье» сейчас заказали дополнительную партию аншлагов, информирующих о запрете – около полутора-двух тысяч экземпляров. Однако предпринимаемых мер, возможно, недостаточно – в настоящее время большинство инспекторов нацпарка заняты на тушении лесных пожаров на особо охраняемых природных территориях. А индивидуальные предприниматели продолжают сдавать квадроциклы в аренду.
В свою очередь, помощник Западно-Байкальского прокурора Иван Золотухин предложил в этих случаях обязать бизнесменов вписывать в договоры аренды пункт о том, что на квадроцикле установлена система ГЛОНАСС, туристический маршрут согласован и отклонения от него наказываются штрафом.
Впрочем, по словам участников обсуждения, это все равно не решит проблему с туристами-частниками, которые возят квадроциклы с собой.
– Мы проверяем три позиции: регистрация, право на управление, страховка. Дальше наши полномочия заканчиваются, – рассказал руководитель службы Гостехнадзора по региону Александр Ведерников. – Если человек квадроцикл просто везет в прицепе, то мы и вовсе ничего не можем сделать. А через 200 метров он на него сядет и поедет, и все.
В качестве одного из возможных решений активисты ОНФ предложили обязать собственников всех квадроциклов, въезжающих на Ольхон, оснастить их ГЛОНАСС. Заодно общественники высказались и за то, чтобы ограничить на острове прокат квадроциклов как таковой, заменив его организованными туристическими маршрутами, которые, по словам эксперта ОНФ Марины Григорьевой, возможно, имеет смысл сократить до двух-трех с количеством участников не более 10. Также общественники намерены предложить туроператорам согласовать с ГИБДД или другими контролирующими органами стоянки этих транспортных средства.
– Сегодня, к сожалению, действующий запрет на использование квадроциклов вне дорог не подкреплен механизмами реализации со стороны надзорных органов, – подытожила Марина Григорьева. – Мы (ОНФ) намерены инициировать введение на законодательном уровне запрета на въезд самоходных транспортных средств вообще на территорию Центральной экологической зоны Байкальской природной территории на Ольхоне.