Отделения Пенсионного фонда России приостановили приём электронных заявлений от удостоверяющих центров. В ПФР ждут результатов их проверки госорганами в соответствии с представлением Счётной палаты.
Таким образом, ПФР перекрыл канал, по которому шла большая часть всех заявлений о переводе пенсионных накоплений граждан. Это возвратит пенсионный рынок к показателям 2014 года, когда гражданам приходилось подавать заявления через МФЦ или напрямую в ПФР, сообщает «Коммерсант».
ПФР заявил, что его отделения приостановили приём электронных заявлений от удостоверяющих центров до получения результатов их проверки соответствующими государственными органами в соответствии с представлением Счётной палаты РФ.
Большинство заявлений о переводе пенсионных накоплений были поданы с использованием услуг удостоверяющих центров: в 2015 году — более 67% от общего количества, в 2016 году — более 87%. И основные претензии касались именно их деятельности. Проверка выявила «риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц». В частности, были установлены массовые поступления в ПФР в один и тот же день двух заявлений от удостоверяющих центров на одно и то же застрахованное лицо — о смене страховщика и о переходе к действующему страховщику, которого застрахованное лицо предполагало сменить. Также были установлены факты поступления в ПФР дублирующих заявлений на одно и то же застрахованное лицо.
Согласно итогам переходной кампании, из 12 млн полученных заявлений на перевод пенсионных накоплений были одобрены лишь 6,5 млн заявлений, наиболее массовой причиной отказа было наличие заявления с более поздней датой (2,9 млн заявлений, или 55,8% от общего количества отказов). При этом нарушений, связанных с подачей в один день нескольких заявлений от одного застрахованного лица, было всего 0,154 млн (2,9% от общего количества отказов).
Между тем участники пенсионного рынка и эксперты считают серьёзной проблему использования удостоверяющих центров. Решение ПФР прекратить, пусть и временно, приём заявлений, переданных через удостоверяющие центры, ударит по всему пенсионному рынку.
- Это парализует новое привлечение в первую очередь через банковские сети продаж. Так как они были на 100% ориентированы на передачу заявлений через удостоверяющие центры,- считает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов.