Житель Улан-Удэ обратился с иском в суд. Он просил признать за ним право собственности на квартиру в силу приобретательной давности.
Он рассказал, что живёт в квартире с 1996 года. Всё это время добросовестно, открыто и непрерывно владеет данной квартирой, как своей собственной, несет бремя содержания, выполняет все обязанности собственника.
Квартиру в 1994 году приобрёл мужчина, который затем продал её истцу. Но обязанности по оплате стоимости квартиры исполнялись частями, поэтому переоформление права собственности было отложено до полного расчёта.
Но после полной оплаты бывший собственник и его помощник не выполнили обязательство по передаче квартиры и регистрации.
Помощник «бывшего» владельца тоже обратился в суд и просил признать «покупателя» с членами его семьи не приобретшими право пользования квартирой, выселить их и обязать не чинить ему препятствий в пользовании квартирой, освободить помещение после вступления решения суда в законную силу. Поскольку спорная квартира оформлена в собственность на него.
Суд установил, что на основании договора купли-продажи собственником квартиры являлся купивший её в 1994 году мужчина. В 1997 он продал её по документам «помощнику».
При этом новый собственник от квартиры не отказывался, не утратил к ней интереса, предъявлял проживающей там семье требования об освобождении квартиры, хотя фактически передал им во временное владение принадлежащую ему квартиру.
Суд первой инстанции и Верховный суд Бурятии пришли к выводу, что у проживающего в квартире мужчины не возникло права собственности в силу приобретательной давности. О добросовестном владении нельзя говорить, когда он достоверно знал об отсутствии у него права собственности на имущество. Доказательств, что мужчина не знал этого и не мог знать, представлено не было.
Также отсутствуют доказательства передачи ему спорной квартиры от первого продавца.
А для приобретения права собственности в силу приобретательной давности необходимо наличие одновременно нескольких условий: владение в течение установленного законом времени; владеть имуществом необходимо как своим собственным; владение должно быть добросовестным, открытым и непрерывным.