Весной этого года создатели уникального экологического проекта «Плейстоценовый Парк» организуют экспедицию по переселению партии бизонов и яков на крайний север. Животные, которым предстоит преодолеть расстояние в 11-12 тысяч километров, включатся в работу по восстановлению экосистем ледникового периода и борьбу с таянием мерзлоты.
По данным «Экологии регионов», «Плейстоценовый Парк» на севере Якутии — один из самых масштабных проектов, направленных на борьбу с глобальным потеплением. Здесь на протяжении уже более 20 лет восстанавливают исчезнувшую экосистему Мамонтовых степей. С одной стороны восстановление Мамонтовой степи это возврат к истинно дикой природе, которую наши предки уничтожили ещё 10 тысяч лет назад, но что более важно - это способ замедлить потепление климата и предотвратить таяние мерзлоты.
В последний ледниковый период на севере Якутии вместо тощей тундры простирались бескрайние луга и степи, где паслись мамонты, бизоны, носороги, стада оленей и диких лошадей. С окончанием ледникового периода вслед за потеплением на крайний север проник человек и всего за несколько столетий богатейшая дикая природа почти исчезла с лица Земли.
Задача «Плейстоценового Парка» - восстановить на больших территориях Арктики богатую экосистему, приумножить природные богатства нашей страны, и через ряд экологических особенностей плодородных степей бороться с катастрофическими изменениями климата. Основу популяции крупных травоядных в «Плейстоценовом Парке» на данный момент составляют местные виды животных – северные олени, Якутские лошади и лоси. Есть небольшое количество овцебыков и зубров.
В Парке наглядно показано, что животные способны самостоятельно оказывать влияние на растительность. Мхи и кустарники постепенно заменяются на плодородные травы и злаки. Вытаптывая снег, животные позволяют зимним холодам промораживать почву и мерзлоту, и таким образом предохранять её от таяния.
Самым крупным животным степей ледникового периода был мамонт, но по объективным причинам его пока завезти в «Плейстоценовый Парк» не получается. Работа в этом направлении ведётся ведущими генетиками со всего мира, но по различным оценкам потребуется ещё не один десяток лет, прежде чем работа учёных увенчается успехом и будет создана первая популяция этих животных. «Мамонт, конечно, был бы полезен для нашего парка. В экосистеме мамонтовой степи он отвечал за борьбу с лесом, — сообщил директор «Плейстоценового Парка» Никита Зимов, — мамонт, благодаря своим размерам, мог валить деревья и расчищать местность для трав и злаков. Но, согласно нашим исследованиям, на одного мамонта в этой экосистеме приходилось 5 бизонов и 8 лошадей. Поэтому я верю, что плодородные степи можно построить и без участия этого вида».
В отсутствие мамонта основатели «Плейстоценового Парка» решили сфокусироваться на бизонах и яках. В мае этого года группа из 6 особей степного бизона будет погружена на автотранспорт в Перми и отправится по дорогам нашей страны на восток, к своему новому дому. На полпути, в Бурятии, к экспедиции присоединится вторая машина с группой яков. Далее машины двинутся на север, проедут через всю Якутию.
На границе с Магаданской областью, в верхнем течении реки Колымы животные вместе с контейнерами будут перегружены на первую в навигацию 2017 года баржу, которая последует на север вслед за ледоходом и доставит животных в «Плейстоценовый Парк». Все предыдущие годы «Плейстоценовый Парк», несмотря на свою значимость и внимание многочисленных мировых СМИ, оставался проектом, поддерживаемым исключительно благодаря труду и энтузиазму основателя Сергея Зимова и его сына Никиты.
Для осуществления этой экспедиции «Плейстоценовый Парк» впервые пробует привлечь широкую аудиторию к своему проекту и запускает компанию по сбору средств на Kickstarter’е: «Своими силами мы можем создать успешный научный проект, или небольшой национальный парк, но если мы хотим создать экосистему, которая сможет оказывать влияние на климат, необходимы усилия огромного количества людей».