Спустя почти два года после указания премьер-министра Дмитрия Медведева о разработке законопроекта, позволяющего принудительно отправлять на лечение водителей за управление транспортом в нетрезвом виде, Минздрав до сих пор не предоставил проект закона парламенту. Вместо этого ведомство дважды внесло в Госдуму поправки к другому законопроекту — о сокращении количества документов при оформлении пьяных водителей, но эти замечания оба раза были отклонены, сообщает «Газета.Ру».
В августе 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев в рамках комплексного плана по борьбе с аварийностью на ближайшие два-три года поручил Минздраву разработать законопроект, регулирующий возможность принудительного лечения водителей, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии.
Меньше чем через месяц министерство сообщило о том, что проект готов. Он предусматривал внесение поправок в КоАП и УК, согласно которым судья при назначении наказания водителю, который управлял автомобилем в нетрезвом виде, сможет обязать его пройти диагностику и лечение.
В случае если водителя в пьяном состоянии поймали повторно в течение года, суд, согласно законопроекту, будет уже обязан отправить нарушителя в медицинскую организацию для прохождения курса лечения от алкоголизма.
Однако проект комплексного федерального закона так и не был представлен Госдуме. Вместо этого ведомство в предпоследний день отведенного срока, 30 мая 2016 года, внесло в парламент поправки к другому законопроекту — о сокращении количества документов при оформлении пьяных водителей.
Автор проекта — первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков отметил, что таким образом министерство пыталось выполнить поручение премьера, согласно которому документы должны были быть представлены в парламент не позже 1 июня 2016 года.
- Минздрав, не успевая подготовить законопроект, решил запрыгнуть на подножку уезжающего поезда. В самом конце весенне-летней сессии вместо полноценного законопроекта они внесли поправки к моему проекту о сокращении количества документов при оформлении пьяных аварий, — пояснил Лысаков.
В итоге профильный комитет парламента предложенные ведомством поправки отклонил. Однако Минздрав повторно внес свои предложения уже депутатам нового созыва. Но и вторую попытку министерства хоть как-то выполнить требования премьера и президента ждала неудача — комитет во второй раз рекомендовал поправки отклонить.
Такое решение комитета Лысаков объясняет тем, что представленные ведомством идеи и решения не соотносятся с законопроектом о сокращении документов при оформлении «пьяных» ДТП.
- Дело в том, что мой законопроект предусматривает сокращение обязательных при оформлении документов с шести до двух-трех. Он позволяет как минимум два документа объединить в один: протокол об отстранении водителя от управления и протокол о задержании транспортного средства. К тому же в некоторых случаях можно будет не заполнять и протокол о предварительном освидетельствовании — вместо этого водитель сможет сразу обратиться в медицинское учреждение. — поясняет Лысаков. — А то, что предложил Минздрав, прямо противоречит концепции этого законопроекта: вместо уменьшения количества документов они предлагают, наоборот, добавить целую кипу бумаг. К тому же и тематика поправок концептуально отличается.
Кроме того, депутат сообщил, что проект федерального закона Минздраву следует вносить в профильный комитет по здравоохранению.
«Действия Минздрава — попытка вскочить в уходящий законотворческий поезд. Конечно, мы их отклонили», — сказал Лысаков, добавив, что информации о дальнейшем продвижении инициативы по принудительному лечению водителей у него нет.
Некоторые эксперты считают, что принятие таких поправок в данный момент необходимо. Так, по мнению нарколога, руководителя медицинских программ благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергея Полятыкина, принять поправки в КоАП, которые позволят судьям отправлять пьяных водителей на принудительное лечение, действительно необходимо.