Автомобилисты, лишенные прав, могут претендовать на досрочный возврат водительских удостоверений (ВУ) по истечении половины срока действия соответствующего постановления, вынесенного судом. Для этого нарушителям придется возместить причиненный ущерб, раскаяться и доказать свое исправление. Соответствующий законопроект намерен рекомендовать к принятию в первом чтении комитет по госстроительству Госдумы на заседании 8 декабря, сообщают «Известия».
Проект об «условно-досрочном» возврате прав водителям — нарушителям ПДД внес в Госдуму экс-глава ГИБДД, ныне сенатор Владимир Федоров. Согласно поправкам право обратиться в суд с ходатайством о возврате ВУ должно появиться по истечении половины срока наказания.
Правда, для этого водителю придется доказать, что он возместил полностью или частично вред от своих противоправных действий, раскаялся в совершенном деянии и не совершил за прошедшее время других правонарушений.
Кроме того, водитель может предоставить и другие сведения, доказывающие его исправление. Если суд решит, что «с учетом примерного поведения» человек не нуждается в дальнейшем лишении прав, водительское удостоверение он получит досрочно.
Однако если после этого гражданин повторно нарушит ПДД, за которые предусмотрено лишение ВУ, права отберут не только на срок, предусмотренный за конкретное нарушение, но и добавят к нему «неотбытую» часть предыдущего.
При этом досрочный возврат ВУ не будет распостраняться на водителей, лишённых прав за управление автомобилем в нетрезвом виде.
МВД и правительство раскритиковали законопроект. В частности, в нем не определены критерии, по которым суд будет оценивать возможность «авто-УДО». Так, например, в Кодексе об административных правонарушениях РФ нет критериев для оценки понятия «примерное поведение».
Координатор общественной организации «Синие ведерки» Петр Шкуматов также выступает против инициативы, считая ее потенциально коррупционной.
— Нет никакого критерия для раскаяния. Будет субъективизм, который откроет широкую дорогу для создания альтернативной теневой схемы — причем легальной — по возврату прав и создания «коррупционного гипермаркета», — полагает он.