Земельный налог во всём мире является основным источником дохода для бюджета страны. По этому пути движется и Россия. Однако в Бурятии земельный налог не может стать основным источником, потому что значительная часть фактически существующих земельных участков не учтены в кадастре недвижимости. Кроме того, около 60% земли не имеет установленных границ, сообщает пресс-служба управления Росреестра по Бурятии.
В Улан-Удэ состоялся семинар для глав муниципальных образований Бурятии, в рамках которого главный специалист-эксперт управления Росреестра по Бурятии Александр Эрдынеев рассказал о последствиях отсутствия границ земельных участков и путях решения этой проблемы.
- Отсутствие точных границ земельных участков не позволяет органам местного самоуправления осуществлять качественное управление и распоряжение земельными ресурсами, ввиду нечёткого понимания занятости территории. Нередки случаи повторного отведения земельных участков на одной и той же территории, ошибки при подготовке документов территориального планирования населённых пунктов, ошибки при территориальном зонировании территории. Вследствие чего снижается уровень юридической защиты законных интересов правообладателей земельных участков, увеличивается количество земельных споров, - рассказал специалист.
Немаловажным является тот факт, что местные бюджеты не дополучают налоговые поступления, так как при отсутствии сведений об объекте в государственном кадастре недвижимости (ГКН) налоги на такие объекты не начисляются. А если учесть, что базой для начисления налогов является кадастровая стоимость объекта, которая в свою очередь рассчитывается исходя из площади объекта, можно сделать вывод, что без точных границ объектов нет и точного налогообложения.
Положение усугубляется тем, что с 1 января 2018 года вводится запрет на распоряжение земельными участками при отсутствии уточнённых границ.
В районах Бурятии существует сложная ситуация: по данным ГКН на кадастровом учёте состоят 330 тысяч земельных участков земель населённых пунктов, из которых 195,5 тысяч или 59,3% не имеют точных границ. Так, в Бичурском районе 82,9% земель без границ, в Джидинском районе - 82,6%, в Кижингинском - 82,0%, Хоринском - 79,9%. Практически, во всех районах Бурятии больше половины земель остаются в уязвимом состоянии.
Органы местного самоуправления объясняют такое бедственное положение отсутствием денежных средств. По их мнению, даже если провести межевание земель и собрать 100% налогов с них, полученная сумма не окупит затрат на межевание.
Действительно, уточнение границ земельных участков имеет долгосрочную перспективу, однако в этом случае через определённый период времени межевание даст свой весомый результат. Если же этого не сделать, то и денег в муниципальном и республиканском бюджетах как не было, так и не будет.
Однако, решение всё же существует.
- Правительство РФ предложило новый подход: с 1 января 2015 года федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» дополнен главой 4.1. «Комплексные кадастровые работы», - говорит Александр Эрдынеев. - А постановлением правительства РФ в ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёета недвижимости (2014 - 2019 годы)» включены мероприятия по проведению комплексных кадастровых работ, установлен порядок их финансирования и субсидирования за счёт средств федерального бюджета.
Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории объектов недвижимости (земельных участков, объектов капитального строительства). Главной особенностью предложенного механизма является проведение кадастровых работ не точечно (по одному объекту) и по заявлениям заинтересованных лиц, а в отношении всех объектов, расположенных на выбранной территории, и на основании муниципального заказа.
Заказчиками кадастровых работ являются уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Начало финансирования комплексных кадастровых работ запланировано на 2017 год, основные объёмы финансирования запланированы на 2018-2019 годы. Так, в 2018-2019 годах планируется выделение более 4 миллиардов рублей. Размер софинансирования на счёт субсидий из федерального бюджета установлен в пределах от 70% и до 95% от общего объёма расходных обязательств. В итоге совместные расходы муниципального образования и субъекта составят от 5 до 30% от общих расходов на проведение комплексных кадастровых работ.
Для получения субсидий из федерального бюджета на комплексные кадастровые работы органам местного самоуправления совместно с правительством Бурятии необходимо направить в центральный аппарат Росреестра заявку на предоставление субсидии с приложением необходимых документов, подтверждающих выполнение условий предоставления субсидии и соответствие критериям отбора.
- Несмотря на начало финансирования с 2017 года, органы местного самоуправления Бурятии ещё не направили ни одного заявления, - сообщили в управлении Росреестра по Бурятии.