С 9 ноября по 6 декабря в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге для гостей и жителей северной столицы будет работать уникальная выставка «Под сиянием Хан Гаруды» из собрания Национального музея Бурятии и Арт-фонда Даши Намдакова. Творчество Цыбикова и Надакова отражает духовное, философское и традиционное представление о бурятской культуре.
Название выставки раскрывает традиции буддийского духовного наследия в творчестве мастеров. Гаруда — царь-птица (бур. Хан Гаруда), как символ просветлённого ума, солнца, огня и защитника учения, выступает лейтмотивом выставки.
В Бурятии религиозное искусство основывалось на традициях народного искусства. Развитие и расцвет буддийского искусства связаны с широким распространением буддийского учения, возведением буддийских монастырей. Период с середины XIX и первой четверти XX вв. считается «золотым» периодом в бурятском религиозном искусстве. Именно в этот период в Бурятии была создана первая бурятская профессиональная школа деревянной скульптуры — «оронгойская» школа мастеров под руководством знаменитого ламы-художника Янгажинского дацана Санжи-Цыбик Цыбикова, получившая свое название от местности Оронгой, где располагался Янгажинский дацан. В этом центре были выработаны единый стиль, свои «секреты» мастерства, различная техника, технология изготовления красок, изобретены особые виды клеев и растворителей и т.д.
Уникальные работы бурятских мастеров хранятся в коллекции Национального музея.
Одним из ярких представителей данного направления является скульптор Даши Намдаков. Особую роль в его творчестве занимает буддийское духовное наследие. Наиболее значимую роль в творчестве Намдакова оказали работы Цыбикова. Даши Намдаков, также как и Цыбиков, работает на стыке двух веков, но с разницей почти в сто лет, рассказали в пресс-службе Национального музея Бурятии.