История вопроса
Напомним, что введённые государством платежи за общедомовые нужды (ОДН) до сих пор являются предметом острого конфликта энергетиков, Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Бурятии, Роспотребнадзора по РБ и населения вместе взятых. Аргументы в рабочем порядке не принимаются. «Читаэнергосбыт» объясняет всей Бурятии, что снижение ОДН это, в первую очередь, функционал управляющих компаний. Именно управляющие компании должны работать с фактами воровства электроэнергии, над энергетическом порядком в подъездах и прочих местах общего пользования в домах. И только тогда будет видна экономия и энергоэффективность в показаниях общедомовых счётчиков, и, как следствие, в платёжках населения. Об этом по сути говорят и все нормативные документы федеральной власти, касающиеся ОДН.
Работу с управляющими компаниями должны вести администрации муниципальных образований республики Бурятия, республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора Бурятии. Учитывая, что в республике более 100 управляющих компаний, работа эта хлопотная и конфликтная. Поэтому крайним в ситуации проще стало сделать гарантирующего поставщика, который якобы как-то «неправильно» собирает ОДН.
В результате республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора Бурятии (РГЖИ) пошла именно по такому пути. Летом 2016 года Ингодинский районный суд Читы принял к рассмотрению иск РГЖИ с требованием разобраться в начислениях «Читаэнергосбыт» за общедомовые нужды. Инспекция просила признать, что гарантирующий поставщик не имел права собирать с населения плату за ОДН, а делать это должны были управляющие компании (УК).
Отметим, сборы ОДН гарантирующим поставщиком осуществлялись с 1 июня 2014 года, о чём знали решительно все – от первого министра до последнего энергетического клерка. И всех это устраивало, поскольку рынок управляющих компаний находился в зачаточном состоянии.
Для сбора денег за ОДН у УК не было ни суммы ОДН в тарифе, ни опыта, ни программного обеспечения для расчёта, ни юристов для взыскания. По причине этого УК самоустранились от выполнения данной работы. Список можно продолжать. Но главное – у «управляшек» не было и нет договоров энергоснабжения с «Читаэнергосбыт» для того, чтобы иметь возможность оплачивать общедомовые затраты. В итоге поставщик энергии сам и собирал ОДН с населения. Так продолжалось больше двух лет.
Решение суда уже известно - иск удовлетворён. Но выигравшая сторона пока не спешит знакомить общественность со своей победой. Согласно решению суда гарантирующий поставщик не имел права собирать плату за ОДН с населения. Эта обязанность теперь возложена на УК, которые не хотели или не занимались сбором оплаты за ОДН в своё время. И сейчас УК обязаны собрать эти средства с потребителей за прошедшие несколько лет. Радости от решения суда теперь никто вообще не испытывает.
Потребители получат повторные счета за ОДН
По решению суда «Читаэнергосбыт» будет обязан предъявить требования за два года о выплате ОДН к управляющим компаниям республики. За весь период с 1 июня 2014 года. Те, в свою очередь, по цепочке предъявят соответствующие требования к жителям многоквартирных домов.
То есть по инициативе республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Бурятии людям второй раз выставят счета ОДН за предыдущие два года. Уровень агрессии, неразберихи и предстоящих общественных волнений представить себе достаточно легко.
А вот как будут выкручиваться управляющие компании, когда к ним перейдут двухлетние миллионные счета за ОДН, представить сложно. Каждая управляющая компания получит счёт на несколько миллионов рублей - к этому привело решение суда.
У управляющих компаний для сбора ОДН по-прежнему нет никакой инфраструктуры. Даже у крупных УК, обслуживающих десятки домов, в штате не больше двух юристов. Эксперты предполагают, что одним из способов решения данной проблемы является заключение договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Второй способ – это заключать договора с «Читаэнергосбыт» о частичной переуступке прав на сбор ОДН с населения. В противном случае банкротства «управляшек» не избежать.
И если таковое случится, то тогда вообще непонятна вся борьба службы государственного строительного и жилищного надзора Бурятии якобы за «интересы жителей».
P.S. Тем временем, федеральный Минстрой вышел в правительство России с предложением исключить из цепочки платежей посредника в виде управляющих компаний. В этом случае оплата будет осуществляться потребителями напрямую поставщикам услуг. При этом «расщепление» платежей будет происходить на уровне банка. Об этом «Известиям» рассказал замминистра строительства и ЖКХ, главный жилищный инспектор Андрей Чибис.
Таким образом, пока в Москве думают как снизить уровень неплатежей по всей цепочке ЖКХ, в Бурятии исками загнали все управляющие компании под потенциальное банкротство.