Вечером 9 августа Александр Варданянц вместе со своими друзьями вернулся во Владимир из длинного путешествия по Монголии. Уже пятый раз известный владимирский мотопутешественник бросает вызов непроходимым местам Монголии: он уже прошёл эту страну с запада на восток и с севера на юг, а на этот раз Варданянц с товарищами направились в экспедицию в Южную Гоби.
Как рассказал сам Александр, до них уже две мотоэкспедиции пытались преодолеть знаменитые пески Хонгорын-Элс, которые простираются на 180 км, в самом высоком месте возвышаясь на 300 метров нам уровнем моря, а в самом низком — углубляясь на 120 метров. Предшествующие покорители пустыни утверждали, что перебраться через песчаную косу попросту невозможно, однако Варданянц с товарищами все-таки приняли вызов. В команду вошли уже проверенные люди и заядлые путешественники: австриец Вилли по прозвищу «железный дед», Лёха Литр и его сын Никита из Саранска и Михаил Жданов (Майкл) из Саратова.
- Мы выехали 1 июля, дошли до Улан-Удэ и там принимали решение: была идея пройти всю Монголию с востока на запад от Читы. Но были дожди, а там солончаки, которые после дождя становятся непроходимыми. Мы посмотрели и решили, что три дня барахтаться в грязи мы не хотим и зашли «лайтово» по асфальту, кое-где через броды на юг. Дошли практически до границы с Китаем, - рассказывает Варданянц.
На преодоление «непроходимой» преграды у Варданянца с товарищами ушло 4 часа. По словам мотоциклиста, тяжёлый процесс проходил достаточно «весело»: «Перепрыгнули пески, нападались, накувыркались, но перешли по жаре, без воды. Это был момент счастья».
Мотоциклисты добрались до посёлка Севрей, который находится за песками Хонгорын-Элс - в этот населённый пункт практически не добираются туристы. По словам Варданянца, проехать туда можно либо на тяжелых джипах, либо на подготовленных авто. Добираются туда и сами монголы на своих китайских мотоциклах, которые, по определению путешественника, «ездят везде».
«Они мешают чувствовать себя героем: вроде ты едешь-едешь такой красивый, молодец, а они тебя обгоняют. Стандартный комплект – это три монгола на одном мотоцикле и мешок муки», - шутит Варданянц.
О воде мотопутешественник говорит с неподдельным трепетом: вода в пустынной местности — настоящий подарок:
«Мы набирали воду в колодцах по координатам, по старым генштабовским картам, разговаривали с монголами, в общем - находили. Самый крутой и самый нужный колодец, в самом важном месте оказался пересохшим. Из него мы нацедили только 12,5 литров мутной жижи, которая пахла болотом. Но я ничего вкуснее не пил! Правда, у нас всегда сохранялся неприкосновенный запас (НЗ). Семь дней без воды: ты не моешься , вода – только для питья. Там это самая большая ценность».
После Севрея путешественники проехали ещё один недоступный для туристов населённый пункт, где, по словам Варданянца, «никто не говорит на английском языке, объясняться пришлось на языке жестов («finger language»)». Там путешественники заночевали, а утром направились в «долину динозавров»: выжженную пустыню, где нет даже муравьёв:
«Это самая удивительная часть: сверху пустыня вся черная из-за слоя камней, а ты проезжаешь, эти камни переворачиваешь – а под ними жёлтый песок – и оставляешь жёлтый след. Каждый из нас оставил свой след в этой пустыне. Причём, ехать приходилось быстро: камень тебя держит, как корка льда, а под ним – зыбкий песок. Пока ты на ходу – идёшь, а как только чуть-чуть замешкался, остановился – все – «сел». Но все хорошо - проскочили».
На выходе из пустыни путешественников ждало «самое большое потрясение» - река: «огромное количество холодной питьевой воды! Но все опытные – сначала наполнили все емкости водой, а уже потом начали пить, плескаться. Столько воды выпить невозможно, но мы попробовали».
Рассказывая о местных аборигенах, мотоциклист упоминает, что все они «непосредственные и очень правильные: никто тебя не обидит, ничего не украдут». В деревнях путешественникам всегда предлагали воду и сыр (курт — разновидность прессованного монгольского сыра). Их радушие Варданянц сравнивает с суровой «северной» щедростью: когда у тебя все равно ничего нет, и завтра ничего не будет, можно спокойно поделиться тем, что есть сегодня.
Всего путешественники провели в пустыне в общей сложности 7 дней (1 день до песков Хонгорын-Элс и 6 дней после). Ехали по руслу пересохшей реки, по каньонам в направлении города Алтай (столица Гоби-Алтайского аймака в западной Монголии — ред.). А весь путь от Владимира по Монголии и обратно составил больше 15 тысяч километров.
По словам путешественника, в пустыне нет дорог — есть только направления. Основные проблемы у мотоциклистов начинались после дождей, когда на пути образовывались промоины, через которые можно было только «прыгать» на навьюченном мотоцикле.
Не обошлось путешествие без серьёзных проблем: уже на выходе из пустыни по направлению в город Алтай один из спутников - Лёха Литр - в сорока километрах от цивилизации упал с мотоцикла и раздробил «в щепки» ключицу. Пострадавшего эвакуировали, а путешествие по западному Алтаю пришлось «свернуть», но, «к тому моменту мы все уже так «наелись», что почти не расстроились».
Сам Александр посреди пустыни повредил раму мотоцикла и 300 километров до ближайшего города ему пришлось ехать в стойке — не садясь. О своих «железных конях» Варданянц и его друзья говорят с теплотой и уважением: «Они все немножко пострадали – помятые, побитые, но на ходу. Это удивительные мотоциклы, они были разобраны, собраны, сейчас они все на скотче, на проволочках, но они идут!»
В дальнейших планах у путешественника — покорить «оставшиеся» 300 километров Южной Гоби - место, где в дикой природе живут лошади Пржевальского и пустынные медведи, сообщает «ЗебраТВ».