- В каком моральном, финансовом и экономическом состоянии был в БГУ, когда Вы пришли? И какова сейчас обстановка в ВУЗе?
- Если говорить о моральном климате, то в самом университете, на мой взгляд, работает здоровый коллектив, успешное научно-образовательное сообщество.
На первый митинг, действительно, вышла часть преподавателей, но на сегодняшний день мы все прекрасно понимаем, что люди просто не поняли, что произошло. Поэтапно мы провели встречи с коллективом, проходили по всем факультетам, по всем институтам. Со всеми поговорили, со всеми встретились, и на втором митинге преподавателей были считанные единицы. А на последнем не было сотрудников университета. Поэтому я считаю, что моральная обстановка и климат университета сейчас ровные, спокойные.
Университет за эти полтора года прекрасно справился со своим функционалом: студенты учились, преподаватели работали. Более того, в прошлом году мы неплохо закрыли приёмную кампанию. Причём это было на самом острие «популярности» университета. Тем не менее, приёмная кампания прошла успешно, мы сделали полный набор.
Что касается финансирования, то когда мы пришли в университет, то на счетах университета было всего 8 миллионов рублей. Денег не было даже на выплату первой заработной платы. Мы с этой проблемой тогда справились.
Была ситуация сложная с филиалами БГУ, потому что на тот момент они уже были приказом ликвидированы. То есть, здесь нужно было проработать ситуацию. Филиалы финансово себя никак не вытягивали – студентов мало. В пределах 20 очников в каждом, заочников побольше, но ситуацию не спасали. Это очень серьёзная нагрузка на бюджет ВУЗа. Затраты на два филиала по 50-60 миллионов рублей в год.
- То есть 50-60 миллионов в год на 40 (20 и 20) студентов?
- Совершенно верно. Это фактически двухмесячный фонд зарплаты всего ВУЗа. Поэтому ситуация была не простая, но она выровнялась.
- Финансовое состояние БГУ на 2016 год стабильное, учитывая кризис?
- Да, стабильное. Объём финансирования нам доводится, исходя из контрольной цифры приёма. Всё остальное – это наши внебюджетные доходы от внебюджетной деятельности.
Доходы по внебюджету не упали, но, безусловно, есть вопросы, связанные с тем, что повысились энерготарифы, увеличились коммунальные платежи. При этом мы обязаны повышать заработную плату в соответствии с майскими указами президента России. Но ситуация стабильна, думаю, мы будем нормально развиваться.
- Появятся ли в ближайшее время новые объекты БГУ, учитывая тяжёлое финансовое состояние бюджета в стране в целом?
- Сегодня мы искренне надеемся на то, что мы всё-таки сможем начать строительство общежития. Для нас оно как воздух необходимо.
У нас сегодня очень серьёзная нехватка мест в общежитиях. Есть факультеты, которые позволяют увеличить доходность ВУЗа средствами внебюджетных активов. Это, например, Восточный институт.
Есть иностранные студенты, заинтересованные в получении образования в университете. Они, естественно, нуждаются в общежитиях, причём хорошего качества, поэтому нам необходимо общежитие кампусного типа, современное, конкурентоспособное на любом уровне. Чтобы ВУЗ мог являться центром притяжения студентов со стороны Азиатско-Тихоокеанского региона. Поскольку мы всегда позиционировали себя как ВУЗ, работающий с востоком, в том числе. Но без хорошего жилого фонда это направление невозможно развивать сегодня.
- Насколько федеральные власти готовы помогать?
- Учитывая нехватку денег в минфине России, ситуация пока такова - объекты, которые уже строятся, будут завершены. С новыми объектами по всей стране сложная ситуация. Но здесь нас и глава Бурятии поддерживает. Мы заходили к министру образования России Дмитрию Ливанову, письма и запросы наши лежат, надеемся на понимание и помощь.
- Насколько объединение ВУЗов в Бурятии реально? И в каком отдалённом будущем?
- Все, кто интересуется темой, наверное, слышали про программу создания опорных ВУЗов. Но, она подразумевает объединение только тех ВУЗов, у которых есть большое совпадение по укрупнённым группам специальностей.
На мой взгляд, само объединение целесообразно только тогда, когда объединение вызывает некие точки роста для развития науки, образования. Тогда оно объективно необходимо. Если же такое объединение только механическое, и в результате получается только просто большой ВУЗ, то для чего это делать?
Сегодня у нас совпадающих укрупнённых групп специальностей с ВУЗами внутри Бурятии совсем немного. Мы очень разные все. Если брать наш университет, у нас преобладает цикл гуманитарного характера, естественнонаучного циклов, медицинская и педагогическая составляющие. ВСГУТУ - это инженерно-технические специальности. БГСХА - специальности сельскохозяйственного назначения. ВСГИК – исключительно специфичный ВУЗ в области культуры.
Мы все абсолютно разные. Механическое объединение приведёт к созданию огромного ВУЗа. Но даст ли это экономию средств? Приведёт ли это к повышению качества образования, усиления научной школы? Это вопрос сложный, он требует глубокой проработки.
Кроме того, в самой программе создания опорных ВУЗов чётко прописано - условия объединения добровольные. Пока ни в одном ВУЗе Бурятии такой вопрос не поднимался, не рассматривался, не обсуждался.
- Условно говоря, здесь через колено ломать никто не будет?
- Нет. Должна быть взвешенная позиция всех учёных советов. Кроме того важна позиция властей региона.
- Что будет с бурятским языком в БГУ, в части его сохранения для Бурятии в целом?
- Мне само слово «сохранение» не нравится. Это как будто в музей поставили и охраняют. Речь должна идти о развитии бурятского языка, и здесь в одиночку университету эту проблему, естественно, не потянуть.
Безусловно, у нас есть научная школа, есть специалисты в области бурятского языка. Причём лучшие специалисты, не просто даже в республике, но мирового уровня. Вся педагогическая составляющая: методика преподавания бурятского языка, филология, литература, сосредоточена исключительно в нашем университете.
Мы в прошлом году создали центр развития бурятского языка. Говорить о воссоздании института бурятской филологии пока сложно в силу финансового характера и востребованности. Сегодня мы наблюдаем серьёзное старение научных кадров в области бурятской филологии и литературы. Естественно, нужно готовить подрастающую смену хороших филологов специалистов, лингвистов, историков, литературоведов, именно, в области бурятского языка.
Но надо сделать так, чтобы институт бурятской филологии был востребован у молодёжи.
Для этого нужны совместные усилия. Мы должны очень чётко работать с правительством Бурятии, с министерствами культуры и образования. И вместе разработать программу развития бурятского языка и уже вместе с субъектом выходить на грантовые программы, адресные проекты, направленные на подготовку не просто педагогических, но научных кадров.
Если мы не сможем с помощью региона развить на базе БГУ научную базу для развития бурятского языка, то спрашивать наличие качественных педагогов по этому предмету в школах, будет беспочвенно.
- Куда уходят выпускники БГУ? Студент или абитуриент должен знать, что он будет востребован. Есть ли совместные проекты с властью по этому вопросу?
- Хороший вопрос. Последовательно постараюсь объяснить.
Поступление в БГУ по коммерческому набору - это образовательная услуга. Очень часто ругают, что много готовим юристов и экономистов. Но мы живём во время парадокса, когда эти специальности востребованы с точки зрения потребителя, но не трудоустройства. Человек хочет стать юристом, платит за это деньги. Почему мы должны лишать его за это образовательной услуги, тем более, он за неё платит?
Другой вопрос – трудоустройство тех, кто обучался за счёт федерального бюджета, кто поступил по ЕГЭ. Вот здесь действительно бюджетный набор по результатам конкурса. Они получили образование за счёт государства, и логика такова, что они должны работать по полученной профессии.
И давайте признаемся честно - не секрет, что у нас практически не осталось педагогического образования. БГУ последние семь лет почти не выпускал учителей, и это горькая правда. Перешли полностью на научное направление. Мы готовили физиков, но не учителей физики. Мы готовили математиков, но не учителей математики.
Мы знаем про огромный дефицит учителей в школах сегодня. Мало того, что нет мест в школах, так ещё и учителей не хватает. Знаем состояние кадров – учителя предпенсионного и пенсионного возраста. И через два-три года это будет серьёзная проблема Бурятии. Чтобы выпустить педагогов через четыре года, мы должны их уже сегодня набирать.
Сегодня БГУ разворачивается в сторону развития педагогических кадров, но нам нужна помощь. Должна быть чёткая взаимосвязь с республикой в создании программы подготовки педагогических кадров Бурятии.
Основа для такой программы уже есть. Очень хорошие отношения сформировались в области педагогического и медицинского образования. В БГУ медицинское образование целиком формируется за счёт заказа министерства здравоохранения республики.
Что касается педагогической составляющей, то на будущий год у нас уже бюджетные места также будут появляться. В прошлом году был хороший опыт, когда правительство и Народный Хурал поддержали систему образования республики, выделили 9,5 миллиона на целевую переподготовку по педагогическим направлениям, и свыше 300 человек мы подготовили в течение года. Люди получили педагогическую составляющую и выполнили все квалификационные требования к своей профессии.
На мой взгляд, наиболее оптимальный вариант подготовки педагогов для Бурятии - это тройственный договор между республикой, муниципалитетом и университетом. И получателем образовательной услуги – учащимся. Часть оплаты за обучение вносит бюджет, часть – муниципалитет, третью часть – студент. Университет реализует образовательную услугу. И мы уже знаем, что это целевая фигура, которая вернётся в ту школу, из которой она была направлена.
Это же важно для сельских районов Бурятии. Ни для кого не секрет, что если мы подготовим педагога в городе, он вряд ли поедет в район работать. Но если из района целевым образом ребёнок пришёл, то вероятность того, что он вернётся, и будет работать в родном селе и школе гораздо выше.
Поэтому мы сейчас работаем как раз вот по целевым договорам с муниципалитетами. И хотелось бы такую комплексную программу с республикой иметь. Если мы ее на будущий год начнем реализовывать, то через четыре года БГУ даст республике необходимое количество школьных кадров. И проблема будет решена на долгие годы вперёд.