4 июля в редакцию EADaily поступило обращение активистов-общественников из национальных республик России, которые, по их словам, пытаются противодействовать «языковой дискриминации» — невозможности школьников полноценно изучать русский язык в своих регионах. Накануне выборов в Госдуму РФ они обратились к политическим партиям и движениям — включить данный пункт в свои предвыборные программы. Текст обращения дается в оригинале.
В частности, заявляется, что «вопиющая» ситуация с изучением русского языка наблюдается в ряде национальных республик России уже с первой половины 2000-х.
- Наиболее тяжелая она в Татарстане, где для ее определения специалистами используется термин «этнолингвистический конфликт». Проблема в том, что в Татарии и ряде других подобных регионов даже в условиях отсутствия соответствующей языковой среды «национальные» языки являются обязательными для изучения в школах и детсадах, хотя многие родители, чьи дети не являются носителями «национального» языка, этого не хотят. При этом на изучение русского языка отводится меньшее количество часов, чем в «не национальных» регионах РФ, а в школах практически повсеместно используются учебные планы для национальных школ. При этом данная навязанная тенденция отнюдь не способствует сохранению «национальных» языков, вызывая у тех, кому он не является родным, их неприятие, - говорится в обращении.
Также заявляется, что изо всех регионов России один Крым безоговорочно занял позицию добровольности — изучения крымско-татарского и украинского языков по желанию
- В других национальных регионах местным администрациям удаётся проводить прежнюю политику в языковом вопросе, опираясь на пробелы в устаревшем языковом законодательстве страны. Это законодательство уже настолько непригодное, что нигде в России русский язык, который является родным для более чем 80% граждан, не может иметь статуса «родной язык», - заявляют авторы.
По их мнению, поправки к ФЗ «О языках…» так и не были вынесены на обсуждение в ГД РФ, поскольку «их рассмотрение уже второй год торпедируется депутатами-лоббистами из упомянутых национальных республик».
Приводятся в обращении и предложения для изменения законодательства, охарактеризованные авторами как «всесторонне обсуждённые и выверенные в экспертных сообществах». Стоит отметить, что о проведении таких обсуждений в Бурятии ранее не сообщалось.
В частности, как считают активисты, необходимо законодательно закрепить за русским языком наряду со статусом государственного языка РФ и статус родного языка.
А из всех образовательных нормативных актов изъять дефиниции «русский неродной», «родной нерусский», «русский как иностранный».
Взамен ввести такие понятия как: «государственный язык Российской Федерации для не владеющих русским языком», «государственный язык Российской Федерации для владеющих русским языком» и «родной русский язык».
Необходимо также, по их уверениям, из законодательных норм ряда республик РФ вывести русский язык из статуса «государственный язык республики», сняв функциональное равноправие государственного языка Российской Федерации с государственным языком республики.
Также говорится о том, что преподавание и изучение государственных языков республик должны осуществляться с учётом потребностей учащихся и их семей, не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ.
В числе подписавшихся представители Башкортостана, Татарстана, Коми и Бурятии. От Бурятии обращение подписано координатором родительского движения за добровольное изучение бурятского языка И.А. Гнеушевой.
Среди коллег у бурятской активистки меньше всего регалий, кроме должности координатора об иной её деятельности не сообщается. Не удалось найти в Интернете информацию о личности координатора и деятельности возглавляемого ею движения, только подписи Гнеушевой под прошлыми аналогичными обращениями.
Ранее такие обращения в защиту русского языка от Бурятии подписывал также председатель РОО «Учителя Бурятии» Геннадий Федик, известный своим противостоянием с минобразом республики четырёхлетней давности в связи с учительскими выплатами.
В последний раз обращение под его подписью вызвало в республике недоумения. Тогда в Интернете появилось открытое письмо к президенту России, авторы которого сетуют: школьники в национальных республиках не могут изучать русский язык как родной и обязаны учить местные языки. По странным причинам, была включена в перечень «бедственных» регионов и Бурятия, где обязательность изучения бурятского языка отменили законом ещё в начале 2014 года.
Этот закон вызвал взрыв общественного возмущения, не раз звучали заявления об угрозе исчезновения бурятского языка.