Напомним, хищнический вылов байкальского осетра в прошлом веке едва не привел к его полному исчезновению.
Для операции икрометания сначала нужно собрать семя самца. Вылавливают особь, кладут на стол, молоку льют в ёмкость. Настала очередь самки. Ловят самую крупную, держат вчетвером, больно уж сильная. И тут наступает самый пиковый момент. Как у хирургов: с точностью до миллиметра рыбовод делает прокол, и вот появляется долгожданная икра. Её в буквальном смысле выдавливают из рыбы. На всё про всё - от силы 10 минут, иначе рыба задохнется без воды.
Для Виктории Волосатовой эти «рыбьи роды» не первые. Девушка с модельными данными предпочла каблучкам и платьям резиновые «болотники» и робу. На заводе «днюет» и «ночует» - каждый питомец под ее приглядом.
- Рыба достаточно живучая, спокойная, при резком движении она убегает. Содержатся в бассейнах 50 самок,около 20-ти самцов, - рассказывает ведущий рыбовод ФГБУ «Байкалрыбвод» Виктория Волосатова.
Спустя минуты: икринки смешивают с молокой. И это еще не последний шаг, чтобы искусственное оплодотворение прошло успешно.
- Мешаем её в течение 3 минут в воде, чтоб вся, икринка к икринке, и оплодотворились, - рассказывает рыбовод Ирина Шильникова.
Затем будущих осетровых детёнышей ждёт ещё одно испытание, без которого в естественной природной среде они бы обошлись. В процессе обесклеивания икру смешивают с голубой глиной. Перемешивают пером, чтобы не повредить икринки, делать это нужно в течение 40 минут, не останавливаясь, иначе икра может склеиться и погибнуть.
И вот завершающий момент - готовую смесь сливают в инкубаторы, здесь икринки будут находиться больше недели.
Потом, когда появятся мальки осетра, их отправят в бассейн и будут доращивать. Молодь быстро прибавляет в весе. Когда достигнут 3-граммовой массы, их отправят в естественную среду. В прошлом году свыше 1 миллиона мальков были выпущены в бескрайние глубины Селенги.
Жалко, что оценить эффективность этой работы пока невозможно. Из-за «краснонижного» статуса никаких исследований популяции байкальского осетра проводить нельзя. Но здесь верят, что настанет час, когда «царская» рыба получит свой шанс на спасение, сообщает ГТРК Бурятия.