Время становления – когда великий сын Хатагинского рода, Лубсан Жинба Ахалдаев и первые монахи монастыря в те далекие времена, осознавая истину учения Будды, начали проповедь в Селенгинском районе.
Время расцвета – когда с 1809 года дацан являлся официальной резиденцией главы буддистов России Пандито Хамбо ламы и насчитывал более 1000 служителей, в 19 храмах денно и нощно шли службы, велись философские диспуты, врачевались физические и душевные хвори, изготовлялись невероятной красоты танки и скульптуры. Это и 78 персонажей, кружащихся в едином ритме танца ЦАМ. Именно здесь, в Тамчинском дацане, государство, управляемое царями самодержцами, вело диалог с буддийской церковью.
Время упадка – когда в соборном храме Цогчен крепились нары для заключенных, строящих железную дорогу, белеющие от разлетевшихся страниц буддийского канона Ганджуур и Данджуур степи, сгорающие в безумном огне человеческого неистовства фигурки резных бурханов – это было время создания новых богов и молитвы стали читать шепотом.
Время возрождения – когда в морозное ноябрьское утро 1990 года вереница машин из Иволгинского дацана взяла курс на юго-запад в село Гусиное Озеро, в дацан, чтобы освятить начало нового цикла в истории древнего, легендарного, величественного, судьбоносного Тамчинского дацана.
Это событие станет крупным историческим, культурным событием в жизни не только Селенгинского района, республики в целом, но и всей Буддийской Сангхи. Поэтому районом ведется подготовка к празднованию, проводятся Оргкомитеты, составляется план мероприятий, сообщает пресс-служба администрации Селенгинского района.