На начало года в Улан-Удэ насчитывалось 5814 самоволок. К 1 апреля их количество уменьшилось почти на 1,3 тысячу до 4588.
Из общего числа самоволок 2,4 тысячи построены до 1990 года, тысяча – в период с 2001 по 2010 годы, 289 построек возведены после 2010 года. За два последних года по решению судов было освобождено 270 земельных участков. Об этом доложила министр имущественных и земельных отношений Маргарита Магомедова на планёрном совещании у главы Бурятии.
По итогам доклада Вячеслав Наговицын отметил, что минимущество хорошо работает по формированию законодательного поля, но вот дальше работа идёт с трудом. «Мы знаем, что сегодня наблюдается нигилизм, одни (ведомства и службы) зоны санитарные не определяют, другие не выполняет положенный снос самоволок», - заявил он.
По словам главы республики, «нужно, чтобы хорошо работала служба судебных приставов, но, я убедительно прошу, обращаюсь ко всем главам районов – вы должны работать с самовольщиками. Должны выделить участки, предоставить право легитимно переехать. А не просто выгнать их, ведь куда он денется с семьей? Тогда самовольщик сам переберётся, даже не будет ждать, когда приедут и трактором снесут, а потом еще и счет выставят».
Также Вячеслав Наговицын поручил активизировать работу по информированию самовольщиков, чтобы они знали, что закон, позволяющий легализовать ряд самовольных строений (построенные до 2010 года с рядом ограничений), имеет временные рамки.
- Все, что можно, мы узаконим, что нельзя узаконить – будем сносить, - сказал глава РБ.
- Закон будет отменён, к этому времени у нас не должно быть ни самоволок, ни действия этих законов, - подчеркнул он.
В законе о легализации самоволок, построенных до 31 декабря 2010 года, срок предоставления участков – до 31 декабря 2020 года. Закон, инициированный главой Бурятии, ещё не работает, поскольку его оспаривает прокуратура. Напомним, в конце марта Верховный суд РБ принял решение о легитимности закона.
Глава республики на совещании также отдельно остановился на конфликте вокруг домов на ул. Бабушкина в Улан-Удэ. Дома простояли десятки лет, по 50 лет, а сегодня они находятся под угрозой сноса, так как в генплане города это – рекреационная зона. Надо вносить изменение в генеральный план Улан-Удэ.
- Ещё до вас разрешили строиться, теперь вам расхлёбывать… Власть с народом не должна воевать. Если раньше власть позволила такую вольность: разрешила людям строить, то наша с вами задача – либо легализовать, а если не можем (если оказались под электролиниями или ещё что-то) – то остается выкупать, другого выхода нет, - сказал Вячеслав Наговицын в адрес мэра Улан-Удэ Александра Голкова.
Глава также обратил внимание на недопустимость случаев, когда легализованные самовольщики отказываются платить налоги, сообщает пресс-служба правительства Бурятии.
Как сообщал «Байкал-Daily», снос самоволок в Улан-Удэ был ознаменован громкими скандалами. Осенью 2014 года в посёлке Таёжный хозяин дома при поддержке родственников встал на защиту постройки. Они заблокировали дорогу, не пуская судебных приставов. При этом хозяин дома пытался сжечь забор, а кое-кто угрожал судебным приставам суицидом. Во избежание эскалации конфликта мужчине дали две недели для самостоятельного сбора вещей. Когда приставы повторно приехали на снос, они выстроили тройное оцепление. В результате этих мер пытавшихся оказать сопротивление троих человек оперативно задержали.
Летом 2015 года громкий скандал произошёл в июле 2015 года в ДНТ «Цагатуй» на Левом берегу. Самовольщики из соседних домов бросились на защиту сносимого дома. В адрес судебных приставов летели проклятия: им даже обещали вызвать шамана, который «нашлёт болезни и смерть». Люди лезли в ворота и обкидывали сотрудников УФССП камнями, а во время бунта пинали их и били кулаками.
В итоге на хозяйку самоволки (к слову, преподавателя вуза) возбудили уголовное дело за насилие в отношении представителя власти. Однако зимой дело было прекращено, так как судебный пристав простил кидавшую в него камни женщину.