Из федерального бюджета в этом году выделят миллиард рублей на охрану Байкала, - сообщает НТВ. Средства пойдут на реконструкцию очистных сооружений и строительство новых полигонов для твердых бытовых отходов. Масштабы загрязнения самого глубокого озера планеты давно вызывают серьёзные опасения экологов.
Байкальский целлюлозно-бумажный завод закрыт уже три года, но, как уверяют экологи, продолжает наносить вред озеру даже после остановки. По материалам уголовного дела, не дожидаясь рекультивации, в озеро слили около 4 тысяч кубометров вредных веществ.
Исследование стока очистных сооружений Байкальска привело ученых в оторопь: когда завод работал и отравлял озеро, канализацию, по крайней мере, чистили, теперь этого не делают, и мутные потоки беспрепятственно поступают в Байкал.
- По состоянию той воды, которая вытекала во время работы комбината, она была гораздо чище и прозрачнее. В ней присутствовало гораздо меньше взвешенных веществ, - пояснил руководитель группы водолазных исследований лимнологического института сибирского отделения РАН Игорь Ханаев.
Одни считают: Байкал превращается в болото из-за распространения нитчатых водорослей спирогиры, другие видят причину увеличения ее количества в потеплении климата. В остальном это обычный озерный обитатель. Губки, фильтрующие воду, стали болеть и разлагаться. Стало больше фиолетовой слизи, которую ученые называют цианобактериями, распространяющими опасные токсины.
В министерстве природных ресурсов признали явления опасными для экологии Байкала, требующими скорейшего изучения. Кроме того, ученых настораживает значительное увеличение содержания метана в Байкале. Пузырящихся факелов на дне стало больше на порядок.
- Это всё гипотезы, и все гипотезы надо проверять. А в условиях сегодняшнего финансирования у нас не проверка идёт, а борьба за выживание. Когда всё время бюджет сокращается, а исследовать не на что. Мы уже боремся за своё выживание, а не за выживание губок, - усмехается директор лимнологического института сибирского отделения РАН Андрей Федотов.
Учёных настораживает рост содержания метана в Байкале. На дне озера стало на порядок больше святящихся факелов.
- В 2005 году мы впервые зарегистрировали глубоководные выходы, их было на тот момент всего три, - пояснил сотрудник лаборатории гидрологии и гидрофизики лимнологического института Михаил Макаров. – На сегодняшний день есть порядка 22-24 выхода газа. Они есть как в южном, среднем, так и в северном Байкале.
Не исключено, что как раз метан стал причиной распространения водорослей и болезней губки. В истории озера известны случаи массовой гибели омуля, хариуса, байкальских рачков из-за больших выбросов мертвого газа. Как правило, они происходят после сейсмической активности.
Байкал расположен на месте гигантского тектонического разлома земли. Метановая угроза может затмить все существующие. Озеро Орон, расположенное в Витимском заповеднике, стало почти безжизненным из-за похожих процессов.
- Людей там нет. Сама система привела в такое состояние. На Байкале похожие процессы мы видим уже сейчас. Первое, это омуль. Сейчас широко обсуждается запрет на вывоз омуля. Но последняя съёмка гидроакустическая была в 2011 году. И чтобы ввести запрет, нам сначала надо разобраться, - поясняет директор института.
Многочисленные угрозы Байкалу, реальные и мифические, становятся поводом для всевозможных спекуляций. Ученые настаивают на введении онлайн-мониторинга глубочайшего озера планеты, чтобы люди, интересующиеся судьбой Байкала, могли ежедневно следить за его состоянием.