В его предполагаемые границы входит 23 муниципальных образования: города Иркутск, Ангарск, Шелехов, Байкальск, часть поселений Иркутского, Шелеховского, Слюдянского районов.
Общая численность населения на объединенной территории – около 1,1 млн человек.
В пределах агломерации сконцентрирована большая часть экономической активности всей области – более 55 % выпуска промышленной продукции региона, 40% оборота организаций.
Среди преимуществ агломерации указываются: формирование общего экономического пространства, создание единых транспортной и инженерной систем, возможность совместного решения инфраструктурных и социальных проблем, оптимизация связей между населёнными пунктами.
Основной проблемой создания Иркутской агломерации является отсутствие нормативной базы. При этом подобный опыт в общероссийском масштабе уже есть. На территории страны выделяют около 20 агломераций, из них девять в Сибири. Новосибирская агломерация уже сформирована, утверждена схема территориального планирования Кемеровской и Томской агломераций.
Основных предполагаемых этапов развития Иркутской агломерации «Байкальский луч» два. С 2016 по 2020 год – подготовительный, во время которого необходимо разработать и утвердить стратегию социально-экономического развития агломерации, создать орган управления, разработать документы территориального планирования, заключить межмуниципальные соглашения и провести ряд других важных организационных мероприятий.
На втором, инвестиционном этапе с 2020 по 2035 годы уже приступить к реализации запланированных инфраструктурных и инвестиционных проектов в различных отраслях.
- Тема агломерации – жизненная. На территории одного муниципалитета дефицит площадей, на другой – избыток тепловой энергии. Проект долгосрочный, при этом по факту агломерация формируется естественным путем уже сейчас. Поэтому развитие всех муниципальных образований, которые могут в нее войти, необходимо увязывать с общей концепцией уже сегодня, - заявил первый заместитель губернатора Александр Битаров.
Обсуждение проекта Иркутской агломерации продолжится с мэрами муниципальных образований, сообщает пресс-служба областного правительства.