По закону при наступлении гарантийного случая восполнение недостатка пенсионных денег производится за счет резерва фонда, который администрирует эти средства. Если у фонда для этого недостаточно ресурсов, то гарантийную выплату производит АСВ из средств общенационального фонда.
В законопроекте Минтруда речь идёт о двух случаях дефицита: средств выплатного резерва и средств, предназначенных для срочной пенсионной выплаты. В состав средств для срочной пенсионной выплаты входят накопления, которые сформированы гражданами за счёт дополнительных страховых взносов (помимо уплачиваемых за него работодателем 22% от оплаты труда). Эти взносы могли быть уплачены самостоятельно гражданином или же его работодателем (дополнительно, помимо 22%), также сюда включены средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной пенсии.
Право на получение ежемесячной выплаты из этих средств гражданин получает с момента выхода на пенсию. Продолжительность получения выплаты он выбирает сам, но она не может быть менее 10 лет.
Все оставшиеся пенсионные накопления граждан с момента выхода их на пенсию формируют выплатной резерв, из которого платится накопительная часть пенсии. Сейчас по закону ПФР обязан восполнить недостаток средств выплатного резерва и средств для срочной пенсионной выплаты при наступлении гарантийного случая. Но недостаточность этих средств у граждан, чьи накопления администрирует ПФР (а управляет ими Внешэкономбанк), в законе не установлена в качестве гарантийного случая — такая компенсация предусмотрена только для клиентов НПФ.
В Минтруде подтвердили свои намерения уточнить «формулировки, определяющие в отношении пенсионного фонда России гарантийный случай недостаточности средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений лиц, в том числе и жителей Бурятии, которым установлена срочная пенсионная выплата», — однако в министерстве не сообщили, почему решили застраховать «пенсионеров-молчунов» от убытков только сейчас, пишут «Известия».