Специалисты челюстно-лицевой хирургии республиканской клинической больницы имени Семашко вернули 23-летней девушке лицо, которое она потеряла после дорожной аварии. Страшное ДТП произошло в феврале 2014 года, говорится в сообщении республиканской больницы.
От лица Евгении остались лишь фрагменты: обширнейшая рана – огромная дыра и кровавое месиво, а сбоку на мягких тканях еле держалась часть верхней челюсти.
Первичную обработку проводил челюстно-лицевой хирург Бадмажап Дамбаев, который вылетал по линии санавиации в район. После операции верхняя челюсть пациентки возвращена на место, зафиксирована проволочными швами, произведено зашинирование и восстановление структуры лица.
На следующий день после вылета Бадмажапа Дамбаева пациентка была доставлена в республиканскую больницу в отделение реанимации и интенсивной терапии, а после переведена в отделение нейрохирургии. В этих отделениях Евгения лечилась в течение месяца.
Дальше за девушку взялись врачи челюстно-лицевой хирургии. Пять мини-винтов, проволочные лигатуры, шины и множество других скреплений понадобились для того, чтобы восстановить челюсть пациентки. У Евгении были множественные осколочные переломы нижней и верхней челюсти, скуловой области и носовых костей. Для восстановления лица понадобилось поэтапно около пяти операций, все они проводились в разное время. На днях был проведен шестой этап операции.
Баир Гарматаров, заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии РКБ им.Н.А.Семашко, заслуженный врач РФ, РБ, врач высшей категории, комментирует:
«Мы часто в своей работе сталкиваемся со страшными вещами. Приходится в буквальном смысле слова склеивать, собирать лицо и челюсть по частям, восстанавливать основные функции. Мы проводим разные операции – бывают более или менее обширные, от которых зависит этапность лечения. Евгения перенесла уже шесть этапов операций. Для восстановления целостности нижней челюсти мы использовали фрагмент её ребра, а для устранения западения спинки носа использовался хрящ из этого же ребра. В дальнейшем для устранения западения и деформации скуловой и подглазничной области с формированием нижнего края орбиты был взят обширный хрящевой трансплантат из ребра и грудины. Деформация устранена. Последняя операция была посвящена устранению дефекта и деформации скуловой дуги и правой щечной области. Во всех этих операциях мне ассистировал молодой доктор Тимур Доржиев. В результате проведенных операций целостность челюстей и функция жевания восстановлены. Хотя предстоят ещё операции по закрытию дефекта нёба. Завершающим этапом станет рациональное протезирование».
Сегодня Евгения чувствует себя хорошо, скоро она выписывается и поедет домой. На данный момент она находится на инвалидности и воспитывает маленького ребенка. Это не последнее её пребывание в отделении челюстно-лицевой хирургии.
- Мне рассказали, что мы перевернулись, и наша машина упала в кювет. По пути доска протаранила машину, а ее конец разорвал мне лицо. Водитель не пострадал. На четвертый день после аварии я пришла в себя, тогда я находилась в реанимации, позже лечилась в отделении нейрохирургии, а потом в челюстно-лицевой хирургии. В отделении ЧЛХ я лежала уже несколько раз, перенесла множество операций и ещё предстоит много чего сделать. Я рада тому, что уже могу нормально кушать. Раньше я питалась только жидкой пищей: бульонами, супами. Сейчас я могу жевать твердую пищу и полноценно питаться. Могу четко говорить, не испытываю трудностей во время речи. Огромная благодарность врачам Бадмажапу Нимбуевичу и Баиру Дашиевичу! Если бы не они, я не знаю, что было бы с моим лицом и вообще со мной! Я на сто процентов довольна их работой! - делится пациентка Евгения.
Врачи республиканской больницы обращаются ко всем жителям Бурятии: «Соблюдайте правила дорожного движения, обязательно пристегивайтесь ремнями безопасности (наша пациентка не была пристегнута). Ездите аккуратно, и, конечно же, ни в коем случае, не садитесь за руль в состоянии алкогольного опьянения!»