За возможность пожарить в лесу сосиски или шашлыки предлагают ввести сбор в размере 500 рублей за квартал (три месяца). Проект соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ разработал депутат Законодательного Собрания Ленинградской области Владимир Петров. По его мнению, такой «шашлычный сбор» сможет покрыть расходы муниципалитетов на уборку лесов от мусора.
Согласно законопроекту, налог придётся платить всем, кто приходит в федеральный лес в «рекреационных целях, в том числе с использованием открытых и закрытых источников огня», то есть мангалов.
При этом от выплаты будут освобождены представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
В документе также отмечается, что «лесной сбор» не нужно будет оплачивать людям, пришедшим в лес для того, чтобы заготовить древесину, живицу, собрать лекарственные травы, заняться сельскохозяйственной или исследовательской деятельностью, поохотиться, провести строительные работы или помолиться.
Изменение предлагается внести в ст. 13 части 1 Налогового кодекса (НК) РФ «Федеральные налоги и сборы», добавив в нее пункт 11 «Лесной сбор». Также проектом вносятся поправки в ч. 2 НК РФ в раздел VIII «Федеральные налоги» — туда добавляется глава 25.4 «Лесной сбор», в которой и будет полностью прописана категория лиц, обязанных платить налог, условия и порядок получения разрешения на отдых с пикником.
По мнению депутата, присутствие в лесу большого количества людей, которые жгут костры, приводит к деградации лесов, снижает их санитарно-гигиенические, водоохранные и почвозащитные функции. А налог в размере 500 рублей (это около 167 рублей в месяц), несмотря на экономическую ситуацию в стране, не будет накладным для любителей природы.
В свою очередь, министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской считает, что «брать сбор за отдых людей в лесу не имеет смысла» При этом министр считает, что нужно приучать людей бережно относиться к лесу.
— У нас достаточно других тем, с которых берутся платежи, — говорит он. — Проведение каких-то мероприятий, в том числе разведение костров, должно быть в рамках закона, правил. В лесу не должно оставаться какого-то мусора.
В пресс-службе федерального агентства лесного хозяйства пояснили, что, по действующему законодательству, мангалы разжигать можно в специальных рекреационных зонах в лесах, рассчитанных на отдых большого количества людей.
— Костры жечь вообще нельзя. Если же в регионе объявлен режим ЧС, то и закрытые источники огня запрещены, — сообщили в пресс-службе. — Ответственными за уборку в лесах являются лесничие или арендаторы лесных участков. В целом федеральные леса — зона ответственности регионов, а уже за выполнением своих полномочий — это контроль за лесом, его сохранностью, воспроизводством его и т.д. — следят ведомства.
Руководитель лесной программы Гринпис Алексей Ярошенко отметил, что после реформирования Лесного кодекса РФ в 2006 году количество сотрудников лесных хозяйств уменьшилось с 200 тыс. до 60 тыс. человек.
— То, что действительно нужно нашим лесам, — это менять сам Лесной кодекс: сегодня штаты сотрудников хозяйств сокращены, так как содержать большое количество людей уже невозможно. Раньше региональные лесные хозяйства получали доходы за счет работ в лесу — например, заготовки, продажи древесины. Теперь все деньги идут не в определенное хозяйство, а наверх, в бюджет, и только потом перераспределяются. Очень сложная система финансирования, — добавил Ярошенко.
Инициатор поправок, депутат Олег Лебедев в пояснительной записке ссылался на официальную статистику, согласно которой ежегодно в России регистрируется от 10 тыс. до 32 тыс. лесных пожаров — огнем охватываются площади от 500 тыс. до 3,7 млн га.
Количество погибших в результате лесных пожаров каждый год исчисляется сотнями, а пострадавших — тысячами. Кроме того, средний размер экономического ущерба от лесных пожаров составляет около 20 млрд рублей, из которых лишь 1/4 часть приходится на ущерб лесному хозяйству в виде потерь древесины, сообщают «Известия».
Отметим, что к разработке законопроекта парламентария могла подвигнуть и ситуация с лесными пожарами на Байкале в Бурятии, которые бушевали с начала весны, а летом окончательно вышли из-под контроля. Республика возглавляла печальное лидерство по площадям лесных пожаров в стране, ситуация была признана катастрофичной.
Всего с начала сезона, было зарегистрировано 1,5 тысячи лесных пожаров, общей площадью 664 тысяч гектаров, притом, что за аналогичный период 2014 года зарегистрировано было 1117 лесных пожаров, общей площадью 100 тысяч гектаров.
Наибольшая горимость лесов наблюдалась в центральных, северных и северо-восточных районах республики. Это Прибайкальский, Баргузинский, Курумканский, Хоринский, и Северо-Байкальский районы.