В действующей редакции Закона «Об особо охраняемых природных территориях» сказано четко: «В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии, и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом». Однако законодатели считают, что это слишком общая формулировка, и предлагают ее конкретизировать так: «На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого- просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира».
Еще авторы законопроекта предлагают «создавать охранные зоны с ограниченным режимом природопользования на прилегающих к территориям государственных природных заповедников участков земли и водного пространства». Аргументация: у нас есть особо охраняемые природные территории, вблизи которых открыты месторождения природных ископаемых, в том числе нефти. И если их начать добывать, то нарушится целостность экосистемы заповедника, разрушатся почвы и древесная растительность, поскольку абсолютно безопасных для природы способов добычи не существует.
Беспокойство авторов законопроекта понятно. Но эксперты не видят необходимости в таких уточнениях.
В минприроды ознакомились с этими предложениями, но комментировать их отказались. Здравый смысл подсказывает: когда создают особо охраняемую природную территорию, ее границы берут не с потолка. Хотя, что уж там, за сто лет существования заповедного дела в нашей стране всякое бывало.
Кроме того, авторы внесли предложение разрешить гулять по заповедным местам «только в сопровождении работников федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками или должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники». То есть без надзора - ни шагу. Причем сопровождающим может быть не только сотрудник заповедника, но и вышестоящий чиновник. Так давайте обратимся прямо к министру, чтобы он нас лично сопровождал в познавательной прогулке по заповедным местам, ведь государственные заповедники подчиняются в конечном счете ему, сообщает «РГ».