Сравним финансирование охраны лесов от пожаров в двух байкальских субъектах РФ (Иркутской области и Республике Бурятия) и в Калифорнии. Данные в обоих случаях будут за 2014 год - более новых пока нет ни по одному из этих регионов.
Площадь лесов в Иркутской области и Бурятии («земель, на которых расположены леса», согласно данным Государственного лесного реестра на 1 января 2014 года) составляет 101 миллион гектаров. 99,8% этих земель приходится на те категории, которые находятся в собственности Российской Федерации (земли лесного фонда, ООПТ, обороны и безопасности), и лишь 0,2% - на иные категории.
Площадь лесов в Калифорнии составляет 33 миллиона гектаров. 57% этой площади находится в собственности и под управлением федеральных ведомств США (Лесной службы и др.), 3% - в собственности штата или муниципалитетов, и 40% - в частной собственности (в том числе 14% - в собственности лесных компаний).
Ответственность за тушение лесных пожаров в Иркутской области и Бурятии возлагается на органы государственной власти субъектов РФ (соответствующие полномочия переданы им Лесным кодексом РФ 2006 года); источником финансирования борьбы с лесными пожарами являются субвенции из федерального бюджета.
Ответственность за тушение лесных пожаров в части лесов Калифорнии на площади примерно в 31 миллион акров (12,5 миллионов гектаров) возлагается на Департамент лесного хозяйства и пожарной безопасности Калифорнии (California Department of Forestry and Fire Protection, CAL FIRE).
Совокупные затраты на охрану лесов от пожаров в 2014 году, согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), составили по Иркутской области 545 934,6 тысяч рублей, по Бурятии - 296 321,3 тысяч рублей.
Таким образом, совокупные затраты на охрану лесов от пожаров в 2014 году по всему байкальскому региону (двум субъектам РФ целиком) составили 0,84 миллиарда рублей, или примерно 8,3 рубля на гектар площади земель, на которых расположены леса.
Бюджет Департамента лесного хозяйства и пожарной безопасности Калифорнии на борьбу с пожарами на природных территориях (Wildland Fire Budget) составил в 2014 году 762 миллиона долларов США. В пересчете на наши нынешние деньги это составляет около 50 миллиардов рублей, или примерно четыре тысячи рублей на гектар площади земель, за борьбу с пожарами на которых отвечает Департамент.
Таким образом, уровень финансирования охраны лесов от пожаров в Калифорнии (в пересчете на единицу площади) примерно в 480 раз превышает уровень финансирования охраны лесов от пожаров на Байкале.
Примечание. Сравнение это - приблизительное, поскольку и на Байкале, и в Калифорнии есть и иные ведомства, участвующие в борьбе с лесными пожарами, со своим финансированием, а также леса, находящиеся вне сферы ответственности вышеперечисленных органов и организаций. Но в любом случае общий уровень финансирования охраны лесов от пожаров в Калифорнии в сотни раз превышает общий уровень финансирования охраны лесов от пожаров на Байкале.
Отметим, что в Калифорнии и этого не хватает: не все лесные пожары получается тушить в первые дни, и не всегда получается предотвратить переход пожаров на населенные пункты. В 2015 году лесные пожары повредили или уничтожили в Калифорнии больше тысячи домов, их жертвами стали по меньшей мере пять человек. Общая площадь, пройденная пожарами на природных территориях в Калифорнии с начала 2015 года, составила (по состоянию на 12 сентября) около 88 тысяч гектаров. Но все-таки, с учетом катастрофической засухи (в штате действует в связи с засухой режим ЧС с 17 января 2014 года, а с 1 апреля 2015 года - режим «долговременной» ЧС с жесткими ограничениями на водопотребление), с учетом колоссального общего числа возникших лесных пожаров (5225 с начала года по 12 сентября) - борьбу с огнем можно считать сравнительно успешной.
Площадь, пройденная пожарами на природных территориях байкальского региона (без учета чисто травяных палов, не затронувших леса), составляет, по предварительной оценке, от 1,2 до 1,5 миллионов гектаров. Основные усилия работников леса и пожарных были сосредоточены на защите от огня населенных пунктов и объектов инфраструктуры - и эту работу можно считать вполне успешной, опять же для условий крупномасштабной чрезвычайной ситуации. Но вдалеке от жилья и важнейших объектов инфраструктуры, там, где огонь представлял угрозу лишь лесам и особо охраняемым природным территориям - он на многих участках распространялся совершенно бесконтрольно, тушить его было просто некому, и справиться с ЧС в лесах смогли в конце концов лишь сильные осенние дожди.
Если ориентироваться на опыт Калифорнии, то для обеспечения приемлемого уровня охраны лесов от пожаров на Байкале финансирование лесопожарных формирований и лесного хозяйства в целом нужно увеличивать уже не в 4-6 раз, а как минимум в десятки раз, а с учетом необходимости ликвидации накопленной за время действия Лесного кодекса РФ 2006 года разрухи - даже в первые сотни раз. А поскольку это в нашем стремительно нищающем государстве невозможно, то надо готовиться к повторению лесопожарных катастроф в следующем году, понимая, что при такой нищете лесного хозяйства предотвратить их не получится.