Сегодня путешественникам и отдыхающим сделать выбор уже не так просто.
В республике стремительно растёт количество туроператоров и местных туристических продуктов. Активно разрабатываются новые маршруты: культурно-познавательные, лечебно — оздоровительные, экологические, приключенческие, военно-исторические, религиозно-паломнические, гастрономические, экстремальные и даже орнитологические, для любителей птиц. Востребованы рыболовные, охотничьи и конные туры.
В начале 2015 года Бурятия вошла в число приоритетных туристических регионов России. Национальный туристический портал России включил Бурятию в пятёрку самых привлекательных туристических направлений нынешнего лета. Этот рейтинг наиболее интересных, необычных и не очень дорогостоящих направлений был составлен известными путешественниками и представителями туриндустрии.
В нынешнее время перспективы отрасли связывают именно с внутренним туризмом, ставшим востребованным в условиях экономического кризиса. Те, кто предпочитал отдыхать в дальних странах, вынуждены обратить внимание на более бюджетные направления. Если раньше туристический бизнес в Бурятии был ориентирован в основном на иностранцев, теперь упрекнуть в этом туроператоров вряд ли удастся. Произошла переориентация на внутренний рынок и внешний туризм сегодня уже не в приоритете.
Особую ставку в нашем регионе делают на событийный туризм, который обеспечивает Бурятии круглогодичный турпоток. В этом направлении Бурятия стала уже признанным лидером в России.
Новое в Бурятии направление — зимний туризм. В феврале во время ознакомительного тура представители туриндустрии из Китая и Монголии буквально открыли для себя зимнюю Бурятию. Впечатлённые гости выразили намерение обязательно вернуться сюда с множеством туристов из своих стран.
Большие перспективы есть у сельского туризма. Сразу два бурятских проекта вошли в сборник лучших практик развития сельского туризма в России. «Этнокультурный туристский комплекс «Степной кочевник», расположенный в Заиграевском районе, знакомит с традициями и культурой бурят, предоставляет возможность пожить в войлочных юртах, попробовать блюда национальной кухни и поучаствовать в мастер-классах по их приготовлению, экскурсии, конные и пешие прогулки. Количество посещений туристами этнокультурного комплекса в период 2011–2013 годов выросло с 500 человек до 12 тысяч.
Проект «В гостях у семейских» в Тарбагатайском районе — это комплекс услуг от «Центра старообрядцев», включающий в себя традиционную кухню, экскурсии, анимационные мероприятия с участием фольклорных коллективов сел Тарбагатай, Большой Куналей, Десятниково. С 2011 до 2013 года количество обслуженных туристов выросло с 500 до 10 тысяч.
По словам экспертов, решающую роль при выборе места отдыха играют теперь не комфорт и условия проживания, а инфраструктура развлечений. Прежде всего современный турист интересуется, чем будет занят его досуг. Ночлег и питание — это уже вчерашний день. Поэтому в первую очередь предприниматели должны позаботиться о том, что они могут предложить гостям, будь то развлечения, лечение или обучение. Очень востребованы любые мастер-классы: хореографические, кулинарные, творческие. Хорошо, если они связаны с национальной культурой. Отдыхающие уже не ограничиваются оздоровительными процедурами, а предпочитают активную деятельность, например, велосипедные прогулки или популярные в наши дни занятия скандинавской ходьбой. Чрезвычайно востребована тропа здоровья, организованная в окрестностях Улан-Удэ. Вскоре подобными маршрутами будут связаны местности Сухая и Энхалук, а также Турка и Пески.
«Сказочный Сагаалган в Бурятии» — новый туристский бренд
Статус республики в качестве столицы событийного туризма подтвердило присуждение Премии Правительства России в области туризма проекту «Сказочный Сагаалган в Бурятии». Этот межрегиональный проект принёс своим разработчикам, туристической компании «Спутник-Бурятия», 1 млн рублей. Идея популяризации Нового года по лунному календарю возникла в 2007 году, а уже через год Сагаан Убугун встретил Деда Мороза из Великого Устюга. С тех пор вместе с жителями Бурятии Сагаалган встречали Владыка Холода — Чысхан из Якутии, Дед Мороз из Салехарда — Ямал Ири, Всероссийский Дед Мороз и множество других ярких персонажей со всего мира.
Согласно данным республиканского агентства по туризму, за годы реализации проект «Сказочный Сагаалган в Бурятии» полностью окупился и стал приносить экономические дивиденды республике. Загрузка гостиниц в Улан-Удэ в период празднования Сагаалгана увеличивается на 14–20%, загрузка объектов общественного питания — на 30–40%. Посещаемость культурных объектов (театры, музеи) возрастает на 50–70%. За 6 лет реализации мероприятия проекта посетили порядка 70 тысяч человек.
Чтобы расширить сезонные рамки проекта в Этнографическом музее народов Забайкалья открыли резиденцию Белого Старца в виде большой белой юрты. Этот туристический комплекс успешно работает круглый год.
Бурятии нужен качественный турист
Бурятия обладает огромным потенциалом развития туризма. Статистика показывает нам хорошее количество, но не качество, захватывая транзитных туристов, которые не проводят в республике и полного дня или приезжают на 2–3 дня транзитом из других стран и регионов. Такие туристы тоже нужны, но сейчас нам всем нужно побороться за «качественного туриста», который приезжает целенаправленно, проводит именно здесь максимум своего времени и соответственно тратит больше денег. Для этого необходима развитая инфраструктура, это дороги и придорожный сервис, гостиницы и недорогие хостелы, визитно-информационные центры по всей Бурятии, интересные предложения по сельскому и агро-туризму. По первым пунктам многое уже делается, есть заметные изменения в лучшую сторону, однако качественных предложений по сельскому туризму пока недостаточно. Во всем мире направление сельского туризма выходит на первые места. Люди хотят пожить в сельской местности и окунуться в повседневную жизнь сельского поселения. Люди едут за домашней сметанной, парным молоком, домашним маслом, мясом без антибиотиков и искусственных добавок. На мой взгляд, это именно та ниша, которая позволит создать туристический продукт, позволяющий привлечь и удержать «качественного туриста». Туриста, который приносит доход местным сообществам.