Как сообщает «Номер один», Бадмаеву Батору сейчас 27 лет. Мария Баировна воспитывает сына одна. Отец Батора умер в 1996 году. После школы парень из сельской глубинки закончил техникум, а потом решил получить и высшее образование. Батор поступил во ВСГУТУ, правда, на платной основе. На втором курсе стало понятно, что денег на обучение не хватает. Тогда Батор решил идти служить, а после армии перейти на заочное отделение своего факультета и параллельно с учебой работать, помогать матери.
Все врачебные комиссии были пройдены без труда, на здоровье крепкий парень ростом в 2 метра никогда не жаловался. Служить предстояло на морфлоте на Камчатке, и Батор заранее представлял себя на палубе большого красивого корабля, мечтал стать матросом, подружиться с ребятами-сослуживцами.
30 июня 2010 года Батор был призван Октябрьским отделом военного комиссариата на военную службу в войсковой части города Петропавловск-Камчатский. О том, как служил солдат и что там с ним было, достоверно не знает никто. По документам известно только, что спустя почти год, в марте 2011 года, Батор направлен на стационарное обследование в психосоматическое отделение. Причина – проявление немотивированной агрессии по отношению к сослуживцам.
Мать Батора уверена, просто так появиться проблемы с психикой не могли, она считает, что парня, наверняка, били, издевались над ним. Так это или нет, сейчас достоверно никто сказать не может. Но факт остается фактом – на службу Батора отправляли здоровым, адекватным парнем, а вернулся он домой психически больным человеком. Родственники помогли привезти парня в Улан-Удэ, где его сразу положили на лечение в республиканский психоневрологический диспансер.
Диагноз Батора звучит страшно: «Шизофрения параноидная. Эпизодическое течение с нарастающим дефектом». Мужчине присвоена вторая группа инвалидности, он нуждается в постоянном лечении и уходе. Матери пришлось покинуть родной дом, где нет нужных специалистов и жить у родственников в Иволгинском районе.
Убитая горем мать не сразу стала что-то выяснять и добиваться справедливости. О том, что она имеет право на выплату страховки, ей подсказали родственники. Но как оформлять документы, куда идти, что делать, простая жительница села не знала. На помощь пришли добрые люди. Пенсионерке пыталась помочь председатель комитета солдатских родителей Ольга Ганичева, прокуратура Иволгинского района и республики, заместитель председателя правительства Бурятии Владимир Матханов. В конце концов, к группе поддержки присоединилась и юрист Аграфена Грудинина, которая, несмотря на то что уже не работает, согласилась помочь женщине.
В результате удалось все-таки разобраться с путаницей в документах, и на днях Верховный суд республики оставил в силе решение районного суда – выплатить матери солдата страховку в размере 1 млн рублей. Однако юрист Аграфена Грудинина не считает, что этих средств достаточно для того, чтобы решить главную проблему семьи Бадмаевых – отсутствие в городе жилья, где они теперь проходят лечение.
- Призываю общественность поддержать мать солдата. Я планирую обратиться к ректору ВСГУТУ, откуда он ушел в армию, чтобы помогли организовать мероприятие по сбору денежных средств для покупки ему жилья, - говорит Аграфена Николаевна.